7 ноября
Загрузить еще

Будни каскадера: откуда у таможенника Верещагина шрам

Будни каскадера: откуда у таможенника Верещагина шрам
Фото: Александр Массарский. Фото: Личный архив

Александр Массарский занимается трюками более 60 лет. Созданный им отряд каскадеров "Ленфильма" работал на всех киностудиях страны. Сам Александр Самойлович принял участие более чем в 300 отечественных и зарубежных фильмах. Российские зрители хорошо помнят ленты "Белое солнце пустыни", "Мертвый сезон", "Король Лир", "Транссибирский экспресс", "Блокада", "Человек-амфибия", "Тревожное воскресенье", "Стрелы Робин Гуда"...

Дублеры-спортсмены

- Александр Самойлович, как становятся каскадерами?

- На участие в трюковых съемках в кино приглашали спортсменов. Я на "Ленфильм" впервые попал в 1948 году. Тогда я хоть и работал инженером-конструктором, параллельно увлекся самбо. Нас, группу спортсменов, пригласили в массовку. Снимали фильм про разведчиков, и нужно было имитировать рукопашные схватки с фашистами.

На студии снималось много картин про революцию и Гражданскую войну, в них часто требовалось организовывать рукопашные схватки. Постепенно в нашу группу влились люди, увлекающиеся экстремальными видами спорта - мотоциклисты, автомобилисты, фехтовальщики, скалолазы... Они не были профессионалами, но все оказались мастерами высокого класса.

Полвека назад даже слова "каскадер" в СССР не было. Оно, кстати, появилось в нашем обиходе с моей подачи. До этого нас называли трюкачами, дублерами - как угодно. А в одном французском журнале я прочитал, что у профессии есть имя - "каскадеры". Этой теме я даже в 1973 году посвятил статью в журнале "Нева".

Сейчас уже стало настоящей наукой, как правильно падать и исполнять трюки. А тогда не существовало ни методик, ни специальных курсов и подготовки. Мы сами все придумывали, учились на своих же ошибках. Но со временем на "Ленфильме" появился отряд настоящих профессионалов.

Эту ранку нельзя было замаскировать гримом - пришлось придумывать ее историю в фильме. Фото: Кадр из фильма

О трагедиях и несчастных случаях

- Какой свой трюк считаете самым сложным?

- Когда трюк подготовлен, а ты знаешь, как его исполнить, сложностей не возникает. Беда, когда на съемках происходит то, чего ты не ожидаешь. По сюжету одной картины на школьном выпускном вечере парень, бравируя перед девушками, прыгает с высоченной вышки. Дублер нашего героя должен был в свободном полете пролететь метров сорок, а дальше притормозить за счет троса, который крепился на грузовике. Но когда начали исполнять трюк, грузовик вдруг сорвался с места, оборвал трос и куда-то унесся. Каскадер полетел вниз без всякой страховки. Хорошо, что мой сын Костя Массарский, тоже каскадер, успел поймать трос и в последний момент удержать коллегу... Я потом спрашивал водителя: "Был же приказ не двигаться. Куда ты поехал?" А он говорит: "Так осветители попросили за водкой сгонять". Вот можно такое предусмотреть?

Иногда нужное решение подсказывает интуиция. Картина "Тревожное воскресенье" - о пожарных, которые борются с огнем на пылающем танкере. В одной из сцен пожарные прыгают за борт в воду. Высота сравнительно небольшая - метров 13 - 14. Я заранее спустился с аквалангом и обследовал дно, проверил глубину. Тут до меня дошло: когда люди будут солдатиком прыгать в воду, каска сработает как парашют и подвязанный под подбородком ремешок дернет голову вверх. Я всем велел каски расстегнуть. Половину мы, конечно, растеряли - да и бог с ними! Съемки прошли без происшествий. Вскоре узнал, что на другой картине солдаты прыгали в воду с небольшой высоты и тоже в касках. Никто о ремешке не вспомнил... Многие получили серьезные травмы, а один - смертельную.

Увы, трагедии на съемочных площадках случались. В 1965 году на съемках погиб великолепный актер Евгений Урбанский. Фильм "Директор" рассказывает об испытаниях первых советских грузовиков в условиях пустыни. Полуторки гоняли по барханам, взмывали вверх, плюхались в песок. Чтобы машины повыше прыгали, постановщики трюков соорудили трамплин. Но испугались, что в полете машина может перевернуться. Поэтому в кузов для тяжести накидали болванок. И это была их роковая ошибка. В полете болванки сместились и раздавили кабину, в которой находился Урбанский...

Боярский и Певцов рвутся рисковать сами

- А бывают случаи, когда каскадер сам становится актером?

- В фильме "Белое солнце пустыни" я дублировал Павла Луспекаева. Он серьезно болел, перед съемками ему ампутировали обе ступни (это пришлось сделать из-за проблем с сосудами, которые начались после того, как на войне Луспекаев отморозил себе ноги. - Ред.). А нам предстояли съемки на катере, где на Верещагина нападают басмачи. Решили, что изображать таможенника буду загримированный я, а Павла Борисовича выставят на крупные планы. Так я стал партнером великого артиста.

Актеры часто рвутся в бой. Михаил Боярский в "Д’Артаньяне и трех мушкетерах" выполнял многие трюки сам. Трудно удержать Дмитрия Певцова, Алексея Серебрякова, Гошу Куценко... Высоцкий сам исполнял некоторые трюки в "Интервенции". А в фильме о партизанах "Единственная дорога" он без дублера снялся в сцене, где его, закованного в кандалы, немцы переезжают на грузовике.

Алексей Баталов был режиссером и исполнителем главной роли в фильме "Три толстяка". В одном эпизоде его герой, канатоходец Тибул, убегая от погони, идет по канату, протянутому через улицу. Баталов много тренировался, ему помогала его жена - известная цирковая артистка Гитана Леонтенко. В итоге он сам прошел по тросу.

Но, если честно, я бы актерами не рисковал. Представьте: снимают драку и главному герою случайно царапают лицо. Крупным планом его уже не показать. У актера травма, а у фильма простой: все ждут, пока заживет. Однажды Луспекаев появился на съемках с рассеченным лбом - упал осветительный прибор. Рана глубокая, закрасить нельзя. Я придумал, что эту травму он получил по сюжету. В сцене на корабле ввели перестрелку с бандитами. Одна из пуль якобы разбивает стекло и осколок попадает в Луспекаева. Так рану легализовали.

В "Белом солнце пустыни" Александр Массарский (справа) выступал дублером Павла Луспекаева. Фото: Личный архив

Ну и ну!

Секрет долголетия: паровая баня

- Вашей физической форме можно только позавидовать. Поделитесь секретом долголетия?

- Здоровый образ жизни. Вредных привычек у меня нет, мозг я постоянно стараюсь тренировать, каждое утро зарядка. Надо поддерживать форму. Особенно вес.

Помню, в 1959 году наша команда отправилась на первенство СССР по самбо в Тбилиси. На тренировке спортсменов гоняют: баня, бег, тренировка в теплом костюме, диета. Но иногда прицепятся килограмм или два, и никак от них не избавиться. Все знают, что лишние килограммы можно согнать в парной бане. А перед тем чемпионатом парной бани мы так и не нашли. И я, как тренер, пообещал себе, что баню буду возить с собой. Разработал портативную баню, которую окрестили "тепловой установкой".

Парная баня очень полезна. Я закончил Институт физкультуры, позже защитил диссертацию на эту тему. Моя методика помогает сегодня не только спортсменам, но и солистам балета, активно используется в медицине. На основе моей тепловой камеры позже была создана даже "баня" для космонавтов, которую использовали на советских орбитальных станциях.

Кстати, многие мои изобретения по датам совпадают с новогодними, майскими или октябрьскими праздниками. Когда все гуляли на выходные, я сидел как проклятый и чертил. Разработал около 40 разных съемочных аппаратов для работы под водой и в космосе. Один из них - бокс для подводных съемок - использовали в работе над фильмом "Человек-амфибия"...

Новости по теме: каскадер Кино