Говорят, хороший актер - как собака. Куда ни войдет - все внимание на нее. Кажется, эта байка - особенно про Любшина. Играющий, казалось бы, без красок, но при этом умудряющийся быть разнообразным. Слава из "Заставы Ильича", дядя Вова из "Кин-дза-дза", разведчик Йоганн Вайс из сериала "Щит и меч". Именно после этой роли Любшин окончательно утвердился в статусе советской суперзвезды. Шутка ли, 560 миллионов просмотров, словно каждый житель страны посмотрел "Щит и меч" по три раза. Женщины вздыхали: вот, мол, не герой-любовник, а не влюбиться невозможно.
Истинный интеллигент, как о нем говорят друзья и коллеги, родился и вырос в подмосковной деревне Владыкино. Отец - агроном, мать - доярка. Правда, настолько красивая, что красоты ее маленький Слава стеснялся. Он пришел в профессию от нищеты, одиночества, от того, что на сцене было интереснее, чем в жизни. Счастливая актерская судьба - скорее дар. Все могло быть иначе. За слишком интеллигентное лицо, за худобу и тонкую шею режиссеры не хотели его снимать. (Чтобы казаться корпулентнее, актер даже летом носил под пиджаком теплое китайское белье). К тому же и работать с ним непросто. Любшин играет так, как видит сам. Его слова: "Дайте мне время найти человека" и "Я не люблю, когда мне показывают". Не всякий режиссер может справиться с таким.
В год 85-летия Любшина отмечается еще одна дата - сорок лет "Пяти вечерам", без сомнения, лучшему фильму Любшина.
Накануне дня рождения Любшина мы позвонили его партнеру по съемочной площадке, художнику и сценаристу Александру Адабашьяну. Как вспоминает Адабашьян, своей ролью Любшин был обязан... Олегу Табакову.
Съемочная группа Михалкова работала над "Несколькими днями из жизни Обломова". Из-за погоды образовалась пауза в съемках. Но возникла идея быстренько, за три месяца, снять что-нибудь. "Можно снять "Пять вечеров". Пьеса хорошая, спектакль в театре идет, - предложил Табаков. "Халтура", именуемая в дальнейшем "шедевр", - так шутя называют фильм причастные к его созданию.
- Слава рассказывал мне, что плакал, когда его утвердили на роль по телефону, - вспоминает Александр Адабашьян. - Без долгих и зачастую унизительных для актера кинопроб. Просто: "Вы согласны? Приезжайте".
Для роли Любшину пришлось изменить прическу. До этого в бондарчуковской "Степи" он появлялся на экране с роскошной белокурой шевелюрой. А ради Ильина сбрил ее под полубокс. Но не за это его поначалу невзлюбила Гурченко. Людмила Марковна предпочла бы дуэт с самим Михалковым.
- Фильм свел непростых по характеру актеров, - вспоминает Адабашьян. - Есть такое понятие "работа над ролью партнера". В "Пяти вечерах" мы наблюдали это в полной мере. Гурченко и Любшин считали, что их роль - главная. И были в общем-то правы.
Деликатно вспоминал о съемках сам Станислав Любшин: "Первый дубль я играл так, как видел я. Второй - как он (Михалков. - Ред.). Наутро прибежал Михалков. Говорит: "Славка, гениально. Как сыграл! Но берем второй вариант". Михалков хотел, чтобы Любшин был новым лирическим героем. Сам актер не понимал этого. Почему-то с ним всегда оставался ужас отверженного человека.
На съемках присутствовал и автор пьесы, драматург Александр Володин. Поначалу он не поддерживал идею экранизации. Но, увидев игру Любшина, придумал еще один эпизод. Тот самый, ключевой, в ресторане, где герой Любшина тщетно пытается вспомнить песню "Не для меня придет весна".