Детективный проект "Вещдок" вышел на "Интере" полтора года назад. За это время актеры сыграли около 7 тысяч ролей, а мы увидели больше 250 выпусков. Программу создают около пятисот человек. А что происходит за кадром проекта?
- Многие сравнивают "Вещдок" с проектом "Следствие вели с Леонидом Каневским"…
Гершкович: - Это совершенно разные проекты. В проекте Леонида Каневского это более документальное рассмотрение материала, мы же стараемся сделать наш проект более художественным. Там работает эффект внедрения ведущего в материал и его присутствие непосредственно на месте события. Наш ведущий - это наш современник, который изучает старые дела.
- Насколько сложно восстанавливать такие дела? С одной стороны, нужно откопать архивы, с другой - сценаристы могут что-то придумать. Как держите баланс?
|
Гершкович: - Каждый автор находит свои способы, свои источники. Например, у нас был автор, который является счастливым обладателем большого куска архивов. Несомненно, мы проверяем фактаж. Но нужно понимать, что наш проект основан не только на исторических вещах. У нас есть место для вымысла, авторской интерпретации.
Иногда люди, будучи свидетелями тех или иных событий, сами нам пишут и звонят. И мы используем воспоминания людей.
- Когда вы запускали проект, думали, что он станет настолько популярным?
Гершкович: - Мы очень хотели завлечь зрителей историческими фактами, до которых он сам никогда не доберется. А может, кто-то и знает, но вряд ли вспомнит. Например, мало кто помнит, что в мае 1947-го в СССР была отменена смертная казнь. Или, например, существовала статья 88 (из-за двух восьмерок ее еще называли "бабочкой"), связанная с валютными операциями, и владение даже одним долларом США могло закончиться тюрьмой. Тем не менее были люди, которые рисковали. Все это старшее поколение помнит, и освежить эти воспоминания интересно.
- В описании проекта говорится, что вы рассказываете о криминальных делах, которые долгое время находились под грифом "секретно". Какие самые громкие из них?
Гершкович: - Дело в том, что под грифом "секретно" существовала градация секретных грифов. Допустим, не разглашали дела, связные с преступлениями в среде партийного руководства или в среде административного руководства какого-то крупного завода, фабрики. Не афишировались дела, связанные с большим спортом. У нас была история о велогонщике, который пытался вывезти за границу бриллианты в раме велосипеда. Но в свое время ее замалчивали.
- Почему выбрали для проекта период именно с 1945 по 1985 годы? Неужели "лихие девяностые" не хотелось затронуть - там же столько материала?!
Гершкович: - Нам не хотелось заниматься "лихими девяностыми", потому что и характер преступлений очень сильно изменился, и форма раскрытия. Хотелось взять преступления в тот период, который был криминально спокойным. Нам не интересно было показывать рэкет или выбивание денег, поэтому мы не брали 90-е.
Что касается военных или довоенных лет… Дело в том, что отголоски войны отражались в преступлениях конца 40-х - начала 50-х, а преступления 20-30 годов тоже носили в основном чисто бандитский характер. А убийство из-за буханки хлеба для нашего проекта не очень интересно. Поэтому мы и ограничили период.
Хотя сейчас расширяем рамки. Например, мы сняли серию об отравлении человека, который занимался анализом последствий Чернобыльской аварии. А это - 1986 год.
|
- У вас есть любимые эпизоды "Вещдока"?
Гершкович: - Конечно. Мне очень нравится эпизод "Константин". История прелюбопытнейшая!
В 1825 году после смерти царя Александра Первого, который изгнал Наполеона, должен был взойти на престол его сын Константин. А взошел, как известно, Николай Первый. Это и было одной из причин восстания декабристов. Но пока Константин не отрекся от престола, он в то время находился за границей, и весть о его отречении шла несколько дней, ему успели присягнуть часть войск, и в казначействе выпустили монету с изображением Константина. Выпустили ее в количестве 10 или 15 штук. Две монеты находятся в двух российских музеях. Судьба остальных монет загадочна. Несколько из них находятся в частных коллекциях, но коллекционеры не признаются, что они владеют этими монетами. Их цена неимоверная - исчисляется миллионами долларов. И вот о судьбе одной такой монеты мы рассказываем…
Позняк: - А я расскажу об особенном - юбилейном (250‑м) - эпизоде "Закон преферанса". В нем мы впервые за все выпуски говорим о карточных шулерах и расследуем дело об убийстве одного из них.
На написание этой истории сценаристов вдохновили события 1970 года - тогда состоялся первый в СССР громкий судебный процесс, на котором судили группу катал. Их главарем был племянник Героя Советского Союза Мелитона Кантарии, который водрузил Знамя Победы над Рейхстагом. Тогда все участники получили большие тюремные сроки. Признаюсь, об этом событии я узнал только во время подготовки к съемкам и был крайне заинтригован.
|
- Как отличается сегодня телеведущий Артем Позняк от того, который вышел на площадку полтора года назад?
Позняк: - Может быть, мудрый глаз появился. Жанр таков, что нужно не выпадать из определенного образа. Для себя отметил, что записывать подводки к выпускам мы начали быстрее - все меньше огрехов с моей стороны. Хотя иногда мне кажется, что сценаристы специально подбирают сложно выговариваемые фамилии и словесные обороты, чтобы я разрабатывал свой речевой аппарат (улыбается.) Но я не жалуюсь - мне действительно все очень нравится!
- Зрители любят все комментировать. Вам делают какие-либо замечания, дают советы?
Позняк: - Помню, было замечание по поводу моего дыхания, видимо, зрителю что-то резало слух. Я всегда конструктивно это воспринимаю, стараюсь над собой работать.
- А есть среди реквизита оригинальные вещи, которые были уликами во время расследования?
Гершкович: - Нет. Это невозможно. Они либо хранятся в хранилищах МВД и к ним доступа нет, либо их уже не существует.
Недавняя история. Чернильница из Богемии, которая была изготовлена в конце XIX века. Художники нашли точно такую же, как та, что фигурировала в деле. Нам нужно было, чтобы человек макал перо в чернильницу и писал. Но хозяева чернильницы категорически запретили вливать туда чернила. И художники внутрь поместили непромокаемую емкость. Наш актер пользовался чернильницей, но вещь осталась невредимой.
- Интересно, труп, плывущий по реке или лежащий на снегу, играет человек? Или это манекен?
Гершкович: - По-разному. Например, рыбак видит в реке плавающее тело. Он его вытаскивает на берег и бежит за милицией. Конечно же, это тело нужно сыграть, иначе в кадре будет видно, что это манекен. Поэтому и в роли трупа зачастую актеры.