22 ноября
Загрузить еще

Клаудия Кардинале: Я отказала Марлону Брандо. А потом подумала: какая же я дура!

Клаудия Кардинале: Я отказала Марлону Брандо. А потом подумала: какая же я дура!
Фото: Кардинале в фильме «К черту героев». 1968 год. Фото: Universal/Kobal/REX/Shutterstock

По иронии судьбы одна из самых известных итальянских актрис выучила итальянский язык, уже будучи взрослой. Она родилась в Тунисе, в семье эмигрантов из Сицилии, и с детства говорила на трех языках: французском (Тунис был французским протекторатом), тунисском диалекте арабского и сицилийском. Для жизни в Северной Африке этого было более чем достаточно. А в фильмах ее поначалу дублировали другие актрисы.

Клаудия Кардинале вспоминала, что росла не девочкой, а дьяволенком, вечно попадавшим в переделки. Дома ее имя сокращали до французского Клод - это в первую очередь мужское имя, и воспитанию женственности оно не способствовало.

Лет в 15 она еще и начала одеваться во все черное. Угрюмый, необщительный, неразговорчивый подросток, внутри очень робкий и боящийся обид. Как ни странно (хотя, если вдуматься, чего тут странного?) идеалом ее была раскованная блондинка Брижит Бардо. Она бы очень удивилась, узнав, что в конце концов снимется с ней в одном фильме, потому что вообще не собиралась быть актрисой. Но в Тунис приехал французский документалист Рене Вотье, Клаудия приняла участие в съемках его картины. Группа девочек изображала арабских женщин, стоящих на берегу и провожавших взглядами мужей-рыбаков в море. И у одной на крупном плане ветром вдруг сдувало с лица черное покрывало. У Клаудии.

Фильм получил приз на Берлинском кинофестивале, и этот крупный план настолько всех впечатлил, что Клаудии предложили роль в фильме с Омаром Шарифом. Потом на конкурсе красоты (в котором Клаудия не хотела участвовать - ее буквально за руку вытащили из зала на сцену) ее признали "самой красивой итальянской девушкой в Тунисе" и выписали приз - поездку на кинофестиваль в Венецию... И все завертелось.

"Тяга к пропасти"

Правда, в самом начале этой блистательной карьеры случился жуткий эпизод. Клаудия заметила, что ее повсюду на машине преследует какой-то тип. Он пригласил ее на вечеринку, соврав, что там будет другой молодой человек, который ей очень нравился. Но вместо вечеринки привез в какой-то дом и изнасиловал.

Потом Кардинале еще несколько раз встречалась с ним: "Я вела себя так, словно решила, будто должна понести наказание за произошедшее. Он приставал, преследовал меня, настаивал. Я уступала, соглашалась, жалея его, себя, мучаясь из-за того, что случилось... Мужчинам никогда не понять той способности, того стремления причинить себе боль, которые даны женщинам. Этой неодолимой тяги к пропасти, ощущения фатальности зла, приводящего к мучительному смирению..."

В итоге она забеременела - и не решилась ни на то, чтобы рассказать об этом родителям, ни на то, чтобы сделать аборт. Вместо этого Клаудия как проклятая снималась в кино - живот не особенно выпирал. "Я двигалась, хмурилась или улыбалась, как требовалось по сценарию, и все время думала о самоубийстве", - писала она в автобиографии.

Только продюсер Франко Кристальди, к которому она на седьмом месяце пришла сообщить, что в следующем фильме сниматься не сможет, понял, в чем дело, и тут же поговорил с ее матерью... Кристальди нашел для Клаудии хороший роддом в Лондоне и запретил говорить кому бы то ни было о сыне. Пришлось делать вид, что Патрик - не ее ребенок, а ее матери, то есть ее брат. И мальчика воспитывали в этом убеждении. (Только когда Патрику было семь лет, ему рассказали правду.)

Все это оказалось огромной психологической травмой. Кардинале спасло то, что она начала вкладывать свои переживания в героинь, которых играла. Именно боль, а не актерские курсы помогла ей освоить актерское мастерство.

Мастроянни, шут гороховый

После "Проклятой путаницы" к ней стали относиться с восхищением. В нее влюбился Марчелло Мастроянни, снимавшийся с ней в одной картине. Но в ответ на его горячие признания она сказала: "Ты просто шут гороховый!" - не поверив, что актер говорит всерьез...

Ничего у нее не сложилось и с Марлоном Брандо. В 60-е она много работала в Голливуде, где очень ценили европейских красавиц. В 2015 году в интервью она вспоминала: "Он мне позвонил, выяснил, где я живу, постучался в дверь гостиничного номера, вошел и начал делать буквально все, чтобы меня соблазнить! А потом посмотрел мне в глаза и сказал: "Ты Овен, как и я, с тобой просто так не управишься!" Вышел, закрыл дверь, и только тогда я подумала: "Ну что же я за дура? Он ведь мой любимый актер!"

А вот с продюсером Франко Кристальди у нее в конце концов началась любовная связь. Довольно несчастная. Он был в первую очередь предпринимателем, выстраивавшим карьеру своей звезды (и подписавшим с ней кабальный контракт). Он женился на ней, но даже не сообщил, что готовит свадьбу, просто поставил ее перед фактом, сказав однажды утром: "Пойдем поженимся, нас уже ждут свидетели и мэр". К тому же дело было в США, в городе Атланта, и в Италии этот брак не имел никакой юридической силы. Он усыновил Патрика и дал ему свою фамилию, но не оставил ему никакого наследства...

В конце концов Клаудия рассталась с ним, найдя счастье с человеком, в которого влюбилась по-настоящему, - с режиссером Паскуале Скуитьери. Рассказала мужу о том, что уходит, - и он начал ревновать. "Он, как в дешевой мелодраме, сделал вид, будто вскрыл себе вены, предпринял несколько попыток шантажировать меня. Дошло до того, что он протянул мне пистолет и предложил вместе с ним покончить жизнь самоубийством". Ничего не помогло. Со Скуитьери Клаудия прожила три с половиной десятилетия, вплоть до его смерти в 2007-м.

Кровавая отметина на талии

Одним из главных фильмов с участием Клаудии Кардинале останется "Леопард", грандиозная историческая драма, снятая Лукино Висконти. Тот славился своим жестоким обращением с актерами и актрисами, но к Клаудии вдруг проявил симпатию - учил ее элегантной походке (действие "Леопарда" разворачивается в среде сицилийской аристократии в XIX веке), дарил роскошные подарки... От художников он требовал абсолютной аутентичности во всем: на площадке пахло старинными духами, Кардинале носила старинные чулки, она не должна была часто мыть волосы (в XIX веке их мыли гораздо реже), и каждый день парикмахерша тратила полтора часа, чтобы сделать прическу... Самым главным источником мучений для Кардинале был корсет: надев его, она уже не могла сесть. Обхват талии там был 53 сантиметра. Когда съемки закончились, вокруг талии у Клаудии надолго осталась кровавая отметина.

Партнером Кардинале стал Ален Делон, тайком заключивший с Висконти пари: актер уверял, что Кардинале за время съемок станет его любовницей, а Висконти утверждал, что нет. Кардинале не поддалась ухаживаниям Делона, хотя навсегда осталась его подругой.

Сложность заключалась в том, что параллельно с "Леопардом" на другом конце Италии шли съемки другого фильма, которому суждено было стать классическим, - "8 1/2" Федерико Феллини. Там Кардинале играла одну из главных женских ролей. При этом в фильме Висконти ее героиня была брюнеткой, а в "8 1/2" - блондинкой, и оба режиссера не хотели, чтобы она носила парик. Актрисе приходилось дважды в неделю перекрашиваться, не говоря уж о том, чтобы совершать перелеты из Рима на Сицилию и обратно.

В 2010 году актриса получила премию "Золотой орел" за выдающийся вклад в мировой кинематограф. Фото: globallookpress.com

Главные фильмы

  • "Рокко и его братья" (1960)
  • "Девушка с чемоданом" (1961)
  • "Леопард" (1963)
  • "8 1/2" (1963)
  • "Розовая пантера" (1963)
  • "Туманные звезды Большой Медведицы" (1965)
  • "Однажды на Диком Западе" (1968)
  • "Красная палатка" (1969)
  • "Фитцкарральдо" (1982) 

Кстати

Стакан воды вместо перекуса

Для своих 80 лет Кардинале в очень неплохой форме. Она ест очень мало, стремясь удовлетворять не аппетит, а только настоящий голод. Встает в 9 утра, делает зарядку, завтракает в 10, в час дня обедает, не позже семи вечера ужинает и в 22.00 ложится спать. Между завтраком, обедом и ужином она ничего не ест. А если хочется, выпивает стакан воды, которая, по ее мнению, приглушает голод.

Новости по теме: Кино