Вячеславу Довженко – 41, он снялся в более, чем 30 картинах, в том числе и популярных сериалах. Но наибольшую известность актеру принес фильм "Киборги", где он сыграл "Серпня". Об этой роли и жизни в целом мы и поговорили с Вячеславом Довженко.
- Вячеслав, мы сейчас смотрим сериал с вашим участием "За три дня до любви" на "1+1". Доводилось ли вам попадать в ситуации как ваш герой Полищук - когда сердце выбирает одного человека, а холодным ум другого?
- К счастью, такого момента в жизни не было. В моей жизни все всегда полюбовно происходило. Я – за честные отношения. Хотя каждый человек часто стоит перед определенным выбором.
- Вы как решили, что выбираете быть актером?
- Я попал в эту профессию случайно. Родился и жил в Днепропетровске в семье железнодорожников, мой папа занимал престижную должность на Приднепровской железной дороге, был начальником пассажирской службы. В школе я учился не очень хорошо. Когда был в 9 классе, всем было понятно, что 10 и 11 класс не дотяну, нужно было что-то решать с дальнейшей профессией. И отец мне говорит: "Сынок, наверное, пойдешь в железнодорожный техникум, потом в институт… По проторенной дороге". Я в принципе согласился, выбора не было, я мало думал над тем, кем хочу быть. Но у меня был друг, который учился в театральном училище и готовился поступать в эстрадное-цирковое в Киев. Он мне и говорит: поехали со мной! Так я попал к творческим людям, где все поют, играют, учат роли. Не знаю, что со мной произошло, но я самостоятельно забрал с железнодорожного техникума документы и принес в театральное училище. Отцу сказал когда уже поступил. Дома был скандал, он не понимал, как можно заниматься этой профессией.
- Правда, что вас из училища едва не исключили?
- Это был первый курс Днепропетровского училища. Тогда я еще не совсем понимал, что такое взрослая жизнь. Мне хотелось гулять, и когда пришло время экзаменов, я их удачно завалил. Стоял вопрос отчисления за профнепригодность. Поэтому я многим благодарен за то, что они вложили в меня свои силы, поверили и дали мне шанс.
- Когда вы поняли, что именно это ваше призвание?
- Был такой очень известный актер Эдмунд Кин. И однажды его спрашивают: "Как стать таким выдающимся актером, как вы?" На что он ответил вопросом: "А вы умеете голодать?" По сути в этой фразе заложена вся система и настойчивость актерской профессии. Если ты согласен голодать всю жизнь, тогда ты делаешь выбор на всю жизнь и начинаешь двигаться в этом направлении.
- Вам часто приходилось голодать?
- Были моменты в студенческие годы, не буду это скрывать. Лихие 90-е, в стране было тяжело, а в этой профессии и подавно. Но мы все пережили.
- Подрабатывали?
- Я много чем занимался, пока не пришел к этой профессии. После окончания театрального училища в 1995 году меня мотало: я и бизнесом занимался, и на стройке работал, и на эстраде пел. В конце концов понял, что нужно настойчиво двигаться к тому, что ты умеешь делать.
- Вы как-то рассказывали, что росли с братом дворовыми мальчишками, вели хулиганскую жизнь. Как не пустились во все тяжкие?
- У меня есть родной брат Вадим, он – железнодорожник, пошел по стопам отца. Да, у нас была дворовая жизнь, и была опасность стать на этот непростой путь. Не знаю, Боженька отвел. Нас воспитывала бабуля. Мы остались без мамы еще маленькими парнями, мне было 1,5 года, а брату 3. Папа сам нас тянул. У нас было много "мам", которые приходили, уходили. Это уже потом я понял, когда вырос, что отец в первую очередь искал не себе женщину, а нам мать.
Благодаря бабушке, которая хорошо нас воспитывала, все у нас сложилось. Она - мой ангел-хранитель по жизни. Даже когда ее не стало, я всегда чувствую ее присутствие.
- Сыграв в "Киборгах" "Серпня", вы влюбили в себя полстраны так уж точно. Как этот фильм перевернул вашу жизнь?
- Этот герой, и, соответственно, мой голос стал авторитетным для кого-то. Если я где-то что-то комментирую, то, парни пишут: "Я ему верю". Стерлась грань актера Довженко и персонажа "Серпня". А если эта грань стерлась, то, наверное, добился своего и я, и Ахтем Сеитаблаев, и вся команда. Фильм получился правдивым. А так ничего не поменялось, работаю как и работал, просто выше стала планка. Теперь нужно больше работать, чтобы любовь зрителя не прошла.
- Когда каждому вашему слову верят - это большая ответственность. Вам не тяжело от этого?
- Конечно, это очень ответственно. Теперь стараюсь больше следить за тем, что делаю в жизни и что говорю. Хотя у меня двое детей растут и это ответственность не меньшая, они как губки впитывают все, что папа делает и говорит. Ответственно, сложно, но от этого никуда не денешься, это данность.
- Я знаю, что у вашего "Серпня" есть прототип. Вы с ним общались?
- Прототип есть и не один. Главный прототип - это мой близкий друг, с которым мы дружим более 20 лет, Андрей Шараскин с позывным "Богема". Он по специальности режиссер, мы начали дружить еще в театральном общежитии, не одну чарку выпили и не про одно представление поговорили. Второй прототип - Кирилл Недря, позывной "Доцент". Это мой земляк с Днепропетровщины, тоже киборг, который был непосредственно консультантом в нашем фильме, мы с ним тоже теперь общаемся и дружим.
И когда меня утвердили на эту роль, когда я узнал, что буду играть Андрюшу Шараскина, то позвонил ему, сказал, что буду его играть, вместе посмеялись. А потом отправил ему смс: "Благодари Бога, что тебя не Безруков играет". Но самое смешное, что потом пошел слух по батальонам, что действительно Безруков пробовался на эту роль, и Ахтем его не утвердил.
- Ребята вам какие советы давали?
- Кирилл консультировал нас в военном деле. Мы прошли небольшое обучение. С оружием практически жили. Много с Андреем разговаривал, потому что здесь нужно было быть максимально честным. Понятно, что этот материал пафосный в хорошем понимании этого слова. Я не говорю сейчас про тех людей, которые испортили понятие "пафос". Так вот - мы понимали, что пафос нужно подавать максимально честно, в данном случае мы не имели права доигрывать что-то героическое. Было очень много пограничных тем, когда нельзя было быть слишком эмоциональным. Особенно в отношении моего персонажа. "Серпень" - националист, было важно, чтобы не получился фанатик, он все-таки учитель истории, образованный человек, и его главная цель - воспитание молодого поколения, которое попадает в аэропорт.
- Война не снилась после этой роли?
- Война не снилась. Но мы где-то через 2 недели съемок вдруг поняли, что перестали реагировать на выстрелы и взрывы. Абсолютная адаптация. Стирается момент опасности, а это очень каверзная штука, нельзя терять бдительность. Даже учитывая то, что у нас было пиротехническое оружие, все равно это очень опасная вещь.
- В "Киборги" вы попали через кастинг или Ахтем специально для вас приготовил роль?
- Через кастинг. Ахтем потом признавался, что не видел меня в этой роли. Он предложил мне прочитать кусочек из сценария так, как я чувствую. И я как почувствовал, так ему и прочитал. Читал сцену сцену про Гоголя. На пробах мы ее делали на очень тонких тонах, полутонах, камерно очень, это когда люди общаются глаза в глаза. После Ахтем подошел, поцеловал меня в лоб и утвердил на эту роль.
- Если взять ваши полнометражные фильмы - "Киборги" и "Свингеры" - это не то, что плюс и минус, ну совсем разное кино. Как вы выбираете себе роли?
- Я их себе не выбираю. Были пробы, пригласили. Сначала я отказывался от проб на этот фильм, очень провокационное название. Но когда прочитал сценарий, понял, что там мало провокаций, а больше комедийных, жизненных ситуаций. Достаточно жизненная, нормальная комедия. Я пробовался на эту роль, как и все. На тот момент режиссер фильма не знал про "Киборгов". Потом у него были опасения, сыграет ли киборг ботаника. Слава богу, я его убедил, что могу быть разным. Актер должен расширять свой диапазон и не сидеть в одном амплуа.
В принципе, все бойцы, мои друзья с юмором к этому отнеслись. После этого у меня пошел позывной по Сети "секс-киборг". Мне лестно.
- А какой была ваша первая роль в кино?
- Это были 1999-2000 годы, роль Петра Первого в фильме Юрия Ильенко "Молитва за гетмана Мазепу". Скандальная роль, за которую я много негатива получил в свой адрес. Определенный период после этого я не снимался. И все говорили: "Ох, как же у тебя неудачно началась карьера". А я считаю, что все это было очень кстати. Я работал с Юрием Герасимовичем Ильенко, Богданом Сильвестровичем Ступкой, который был тогда моим партнером. Они очень много мне помогали и учили профессии. Очень круто, когда ты попадаешь сразу в полный метр. Там все по-другому происходит, нежели в телепродукте.
- Богдан Сильвестрович чему вас учил?
- Он постоянно рассказывал истории как он, молодой театральный актер, попал в картину к Юрию Ильенко "Білий птах з чорною ознакою". Его партнером был Кость Петрович Степанков, и Богдан Сильвестрович рассказывал историю, как он подходил к нему и тихонько говорил: "Богдан, ты же не в театре, давай как на кухне, не кричи, не надо, не форсируй". Кода мы со Ступкой работали на площадке, он в какой-то момент ко мне наклонялся и говорил: "Как на кухне, Слава, как на кухне". И я понимал, что немного форсирую. Это нормальное явление. Любой театральный актер, который попадает на съемочную площадку, переживает этот переход от театра к кино. Этому надо учится.
- Часто интересуются, не родственник ли вы Александру Довженко?
- Всю жизнь! Но я не родственник.
- У вас есть два сына – Иван и Василий - как их воспитываете? Недавно, в связи с сериалом "Школа" мы очень много обсуждали тему травли детей – в жизни ваших детей таких ситуации не бывало?
- Каждый ребенок переживает адаптацию в коллективе. Я не из тех родителей, которые хватают саблю, прыгают на коня и идут рубить всю школу. Нет. В первую очередь надо точно донести ребенку, что он является личностью. Если кто-то пытается навязать другую точку зрения, он имеет право отстаивать свое личное мнение. Надо оставаться мужчиной. У меня растут два парня. Поэтому, если кто-то обижает, я учу, что нужно давать сдачу. Но - за дело! Никогда не делать это просто так и никогда не издеваться над кем-то ради развлечения. Они оба творческие парни. Старшему, Ивану, 14 лет, он занимается музыкой, и довольно серьезно, сам пишет и музыку, и песни. Младшему, Василию, 8 лет, он занимается танцами. Ему это очень нравится, он ездит на концерты, и я по возможности приезжаю и смотрю как он танцует. Он танцует с большой самоотдачей, по-актерски. У него все эмоционально выходит. Я учу их принимать удар в жизни
- Вы, судя по всему, были такой себе мальчиш-плохиш, нет?
- Нет, я не был мальчиш-плохиш. В советское время перед поступлением писали характеристики. У меня было написано следующее: "растлевает поведение, срывает уроки, но склонен к артистизму". То есть все, что я делал, я делал играя. Мне хотелось выделяться. Поэтому я всегда выделялся творческим способом. Или песни пел на уроках, или рассказывал истории так, что весь класс смеялся. Конечно, я срывал уроки своим поведением, но это не была тотальная детская злость, когда нет никакой управы. Меня очень любили учителя. Любили потому, что я был добрым, творческим ребенком.
- А одноклассники?
- По-разному было. Была и травля. Цеплялись, что у меня кудрявые волосы. Это очень обижало. Одно время я был полным, и это тоже было поводом для насмешек. Всегда есть дети, которые хотят быть тотальными лидерами, и свое лидерство проявляют только тем, чтобы дать более слабому по башке. Я и дрался, и пытался отстаивать себя, как каждый ребенок. Мне было легче, у меня старший брат. Он очень быстро стал в школе авторитетом, поэтому его побаивались, говоря, что я Довжик-младший.
|