Накануне в редакцию "КП" в Украине" пришла победительница "Евровидения-2016", которая теперь входит в состав судей Нацотбора, - Джамала. Она рассказала нам и о личном, но большая часть разговора была посвящена, конечно же, песенному конкурсу.
- Джамала, уже в эту субботу стартует первый полуфинал Нацотбора на "Евровидение"? Как оцениваете уровень полуфиналистов?
- Я вся в предвкушении и невероятно счастлива от того, что у нас происходит отбор такого уровня. Это плодотворно влияет на нашу музыкальную культуру, повышает уровень знаний слушателей, которые никогда бы не открыли для себя тот огромный пласт музыки, который живет в Украине своей жизнью - рок, инди, фольк, поп, соул…
Вы не представляете, как я иногда нам завидую, потому что не видела подобный уровень отбора ни в одной стране. Ну разве что Швеция сходит с ума - у них отбор проводится как талант-шоу и песню выбирают долго. Шведы любят побеждать в "Евровидении" и делали это уже 7 раз - больше чем любая другая страна.
Если даже сравнивать с нашими соседями, то украинский отбор просто нереальный. Это выглядит как очень крутой фестиваль разной андеграундной музыки: KADNAY, Pur:Pur, JULINOZA (она, кстати, была в моей команде на "Голосе"), The Erised (у нас была с ними совместная композиция в моем последнем альбоме "Подих")…
Я хочу сказать, что новых для меня участников в Национальном отборе нет. INGRET и LAUD я знаю по "Голосу". За KAZKA следила на "Х-факторе" и одной из первых запостила в "Фейсбуке" их песню "Свята"...
Как бы кто ни относился к конкурсу "Евровидение", сегодня национальный отбор - это единственная ТВ-площадка для наших музыкантов, где они могут показать свои новые композиции, потому что это именно песенный конкурс. И я во время прямых эфиров буду делать акцент на том, что мы выбираем не артиста, не шоу, а песню.
- Насколько сильный, на ваш взгляд, в этом году уровень артистов в Нацотборе?
- Уровень просто сумасшедший, все такие разные. KOZAK SYSTEM - одна музыка, Бабкин - другая, TAYANNA - третья... Это все настолько разножанровые артисты и при этом большие профессионалы. И то, что они появятся в рамках одной программы, дорогого стоит.
Что же касается их композиций, то у меня есть неизменное правило - я не слушаю песни участников до конкурса. Предпочитаю оценивать и слушать песню не как фан "Евровидения", а как обычный телезритель, который только что включил телевизор и оценивает все с нуля.
Для меня колоссально важный момент в этом отборе - живое выступление. Я хочу услышать песню вживую, оценить работу артиста, увидеть его глаза, оценить визуальные эффекты, все в совокупности. И в этом смысле здорово, что у нас такая панель судей - у всех разные вкусы и предпочтения.
Я знаю, что Андрей Данилко прослушивает все песни на разной аппаратуре, в машине, дома, в студии. А еще он два года был в поиске веселой песни. Ну не хочет он драмы и слез!
Евгений Филатов (саунд-продюсер, фронтмен группы The Maneken) сказал, что для него "Евровидение" - это прежде всего визуальная часть и что песня должна быть кинематографичной. Может, это не дословная цитата, но суть в том, что ему важна картинка.
Для меня же важна песня с композиционной точки зрения. Есть ли в ней завораживающий куплет, потрясающий припев, интересный проигрыш, ну и, конечно же, важно исполнение, вокальное мастерство. Вот таких два акцента. А во что артист одет, что будет в визуальной части, это, простите, вторично.
Я была в шкуре конкурсанта Нацотбора, где были раскритикованы и мое платье, и прическа, и виджеинг. Все было плохо. Но результат вам известен.
- Что касается чистоты судейства. Многие переживают, как вы можете оценивать Сергея Бабкина, если вы оба тренеры "Голоса страны"?
- Нравится это кому-то или нет, но я знаю абсолютно всех участников конкурса. Я музыкант, я участвую в фестивалях, ТВ-программах, сборных концертах и пересекаюсь со своими коллегами на разных площадках.
С Таней Решетняк (TAYANNA) мы давно знакомы - с момента, когда я ездила на "Новую волну" (2009 год. - Ред.). Она работала в той же студии, где записывалась я.
С Бабкиным мы уже второй год работаем в "Голосе". С фронтменом KOZAK SYSTEM мы учились в консерватории и так далее.
- Учитывая, что вы всех знаете, не сложнее ли будет оценивать?
- Ничего подобного. Я настаиваю на том, что личные отношения не могут повлиять на мое отношение к самому конкурсу. Песня, ее содержание и исполнительское мастерство - это то, чем я буду руководствоваться.
Да, у членов жюри в этом конкурсе очень непростая миссия, поскольку мы оказываемся по разные стороны баррикад с коллегами, такими же артистами, как мы, которые имеют свою публику, концерты, альбомы. И я должна расставить их по местам. Помню, как я спела на Нацотборе "1944", вложила душу, и вижу, что Меладзе ставит мне "5", а Данилко - "3" (из шести возможных баллов. – Ред.). Было страшно неприятно. Поэтому быть в составе жюри - это сильное напряжение и большая ответственность.
Единственное, что мне помогает быть непредвзятой, относиться искренне и честно к своей работе судьи, это моя любовь к музыке и вера в то, что должна победить только хорошая песня.
- Но все-таки, в Нацотборе участвуют Mountain Breeze, которых продюсирует Андрей Данилко. А группу KAZKA продюсирует компания Mamamusic – "родная" для того же Данилко. И насколько он должен быть объективен?
- Когда я участвовала в Нацотборе, моими конкурентами были "НеАнгелы", у которых с Данилко один и тот же продюсер. Я считаю, что членам жюри очень сложно кого-то протащить.
Когда мы заходим в судейскую, за нами закрывается дверь - и тут же над нашими головами возникает женщина-аудитор, которая коршуном следит за тем, кто и как голосует. Все поставили оценки, подписались, аудитор забрала листочки - и все. Вот такая процедура, все очень серьезно.
Я помню, когда Константин Меладзе был расстроен выбором зрителей по поводу TAYANNA, которую он видел победителем, он предлагал немного изменить правила, чтобы жюри имели возможность консультироваться друг с другом, чтобы достичь какого-то консенсуса, чтобы не было трех диаметрально противоположных мнений.
С одной стороны, я тоже согласна с тем, что было бы здорово, если бы была возможность посовещаться. Но нет. Ведь скажут: "Зрада!" - жюри кого-то протащили. Поэтому голоса и делятся 50 на 50 между судьями и телезрителями, и именно за зрителем последнее слово.
Национальный отбор на "Евровидение-2018" стартует в субботу, 10 февраля. Прямую трансляцию первого полуфинала смотрите на каналах СТБ и UA: Перший в 19.00.
Пользователи соцсетей впервые получат уникальную возможность наблюдать за Нацотбором в фейсбуке: канала СТБ запустит live-трансляцию на своей фб-странице: в HD качестве и без перерыва на рекламу! А значит, зрители смогут увидеть все, что происходит вне сцены во время рекламных пауз.