"Уменьшение" - сатирическая антиутопия, затрагивающая едва ли не все главные темы сегодняшнего дня: от экономической депрессии и грядущего экологического апокалипсиса до мигрантского кризиса и все более усиливающегося разделения людей на "больших" и "маленьких". Герой Дэймона - "простой американец", до которого наконец дошло, что он никогда не сможет позволить себе ни дом, ни работу мечты. И будучи опьянен рекламной кампанией нового изобретения по уменьшению людей, он решает стать ростом в 12 см - ведь таким образом существенно минимизируются расходы, повышается уровень жизни и, что немаловажно, сохраняется экология планеты, истощенной "большими" людьми. Но реклама, разумеется, отличается от реальности, как обертка конфеты от ее содержимого…
- Я только сейчас понял, что исполнитель главной роли в фильме "Уменьшение" и Джейсон Борн - одно и то же лицо. Во время просмотра это как-то не приходило в голову.
- Пейн мне так и сказал: "Что мне в тебе нравится, так это то, что ты не выглядишь как кинозвезда!" Так и есть. Меня пока еще не воткнули в какую-то одну нишу. Это дает мне свободу и гибкость, возможность играть "обычных людей". Есть актеры, мои друзья, которые работают против своего типажа - и очень серьезно работают над собой, чтобы им поверили, когда они играют слесаря с соседней улицы. А мне для этого и делать ничего не нужно! Единственное, о чем попросил меня режиссер, - чтобы я не был слишком накачан. Он увидел какое-то фото со мной в роли Борна и напомнил о нашем договоре сбросить мышечную массу. А чтобы выйти из спортивной формы, мне нужна по крайней мере неделя.
- Так что - на экране у вас настоящий животик?
- Мы, конечно, подкладывали "толстинку", но по факту на съемках я действительно отрастил животик, от которого пришлось потом избавляться. В "Субурбиконе" Джорджа Клуни я тоже довольно тяжелый - вешу там больше 90 кг.
- Как вам Клуни-режиссер?
- Джордж великолепен. Я работал с ним уже несколько раз, он всегда хорошо подготовлен, четко знает, чего хочет, - так же, как и Александр Пейн, с которым тоже мечтает работать каждый актер. Вообще хорошие режиссеры во многом похожи, хотя у каждого из них свой творческий процесс.
- Вы легко вошли в эту абсурдистскую историю?
- Нужно только привыкнуть к идее о том, что люди должны стать маленькими, и все остальное встает на свои места, оказывается абсолютно логичным. Для меня это история о нормальном человеке, его путешествии, людях, которых он встречает. Это красивая гуманистическая история - как и другие фильмы Александра Пейна, который всегда рассказывает нам о простых людях, о том, как они движутся через свою жизнь. По мне, это очень оптимистический фильм, и финал у него просто прекрасный.
|
- Еще недавно вы были молодым актером, а сейчас уже практически классик. С возрастом что-то изменилось в работе и жизни?
- Чем старше становлюсь, тем более доступными оказываются мне разные эмоции и чувства. Ты живешь жизнь, у тебя появятся дети, кто-то умирает - и становится намного легче играть радость и грусть и все, что между ними. Все это мне теперь легче доставать из себя, потому что все это уже на поверхности. Я больше не ворочаюсь по ночам, думая, как мне играть, я не беру больше работу на дом. Чтобы почувствовать себя униженным, жалким, мне нужна теперь всего лишь одна секунда: просто подумаю о таком жалком состоянии в своей жизни - и готово.
- О чем же таком страшном в своей жизни вы думаете?
- Это уже неважно, это мой секрет. Но чем старше становишься, тем быстрее ты в этой работе. Потому что все, что тебе нужно, - перед тобой, и одним щелчком пальцев ты вводишь себя в нужное состояние. Я не из тех актеров, которые веселятся, а потом поворачиваются и начинают плакать. Нет, если по роли у меня плохое настроение, то я буду сидеть в углу, как бирюк. Правильную энергию нужно поддерживать, но в большинстве случаев съемки кино - это довольно жизнерадостный опыт, я столько всему научился за это время! Если все сделано правильно, то съемки в кино для меня - магический трюк. Чем больше я делаю фильмов, тем лучше я в этих трюках. Когда что-то по-настоящему случается на съемках, это нужно уметь схватить, именно в этом и есть волшебство.
- Вы часто играете хороших парней, что мало кому удается - быть убедительным в качестве положительного героя очень сложно.
- Да, играть плохих парней всегда увлекательнее. Но я готов на любые роли, для меня все упирается в режиссера. Видите ли, в течение некоторого времени мое имя входит в такой секретный шорт-лист, который никто никогда не видит, но если тебе регулярно предлагают главные роли, это означает, что твое имя в этом списке есть. Режиссерам нравится иногда поиграть с моей внешностью обычного американского парня, поэтому мои персонажи, бывает, оказываются и не столь положительными - как, например, в "Талантливом мистере Рипли", или в "Отступниках", или в "Информаторе".
Мэтт ДЭЙМОН родился 8 октября 1970 года в Кэмбридже, штат Массачусетс, в семье налогового инспектора и профессора колледжа. Родители развелись, когда Мэтту было 2 года. Учился в Гарварде, но предпочел научной карьере кинематографическую. Дебютировал в кино в 18 лет в фильме "Мистическая пицца", где произносил одну фразу - что-то вроде "кушать подано". В 1997 году вместе со своим другом Беном Аффлеком сочинил сценарий фильма "Умница Уилл Хантинг", за который друзья были удостоены "Оскара". Личные отношения связывали Дэймона с актрисами Клэр Дэйнс, Вайноной Райдер и Минни Драйвер, но женился он на Лючане Баррозо - барменше-аргентинке с ребенком. С ней он обзавелся еще тремя дочерьми.