Действие фильма разворачивается в самый драматический период жизни Уинстона Черчилля - в мае 1940 года, когда британским властям надо было решать, вступать всерьез во Вторую мировую войну или пойти с Гитлером на позорные переговоры. Черчилль старается убедить других политиков все-таки биться.
Олдман в этой роли неузнаваем и играет великолепно: уже получил за эту работу "Золотой глобус" и с вероятностью 90% в марте получит и "Оскара".
А накануне Гэри ответил на наши вопросы.
- Что для вас было главным в изображении Черчилля?
- Я чувствовал полную свободу! Я много над этой ролью работал, мы много репетировали, и в конце концов я уже знал Черчилля как облупленного. Мне даже не приходилось над этой ролью думать. Я не просыпался по ночам, чтобы перечитать сцену, которую надо было играть наутро. Просто все знал, это было частью меня. И я не был заперт в этой роли.
Часто ты приходишь на съемки, громко произносишь текст на глазах у всей съемочной группы и потом быстро играешь эпизод точно так, как отрепетировал. А режиссер Джо Райт иногда снимал по девять-десять дублей одной сцены, и я позволял ему попробовать один вариант, другой, третий... Мне было интересно, я даже не все запомнил - когда смотрел "Темные времена", ловил себя на мысли: "Боже, я даже не помню, что это играл!" И, по-моему, кино так и должно сниматься.
Просто удивительно, сколько плохих фильмов, и точно так же я удивляюсь, когда вижу хороший. Столько вариантов можно перепробовать на площадке, и должно создаться какое-то волшебство, "химия" между актерами, но как же у нас мало времени на это бывает! А здесь времени был вагон, вся домашняя работа была мною проделана, и не приходилось в спешке соображать, как играть ту или иную сцену.
Странно: мне по четыре часа наносили грим, я был в костюме, который обычно не ношу, но играть - это было как дышать полной грудью. Путешествие к этому образу было ужасно, но когда я его проделал, я наслаждался каждой минутой на съемочной площадке. Джо и другие актеры даже не видели меня в качестве Гэри Олдмана, я приходил раньше всех, и они наблюдали меня уже в гриме.
- А как рано вы приходили на площадку?
- Мне приходилось вставать в полтретьего ночи! И за три месяца съемок Джо ни разу, ни разу не видел меня в виде Гэри! Он видел меня только как Уинстона. Это была невероятная, чудесная свобода.
|
- А ваше мнение об Уинстоне во время съемок изменилось?
- Да. Я им восхищаюсь. Его акции в моих глазах выросли в двадцать раз. Его огромная фигура словно нависает надо всеми британцами, это я и хотел передать. Нам рассказывают в школе о Второй мировой и как мы ее выиграли - что не вполне правда, потому что ее выиграли еще советские люди и американцы, они были грозными и великолепными, и мы победили Германию втроем.
Но у нас есть икона этой войны, Черчилль, и я даже не знаю - это в моей голове сформировался такой его образ или в этом повинны Роберт Харди и другие актеры, которые его играли, но мне он казался шаркающим брюзгой и старым ворчуном. А потом я посмотрел хронику - он в 65 лет бегает как тридцатилетний, носится как подорванный. У него улыбка, как у херувима, блестящие, очень живые глаза. Он шел по жизни с высоко поднятой головой, с этой вечной сигарой и в этой вечной шляпе, устремленный к своей цели. Он не был шаркающим сварливым стариком! И мне показалось, что у меня есть прекрасная возможность показать его энергичным человеком в движении.
- Что вас больше всего впечатлило?
- Его не с кем сравнить. Я не знаю ни одного президента или премьер-министра, который дважды менял партийную принадлежность, написал больше текстов, чем Шекспир и Диккенс вместе взятые, опубликовал 50 книг, написал 500 картин, 16 раз выставлялся с ними в Королевской академии, получил Нобелевскую премию по литературе, втянул нас в войну и вел сквозь нее задолго до того, как подключилась Америка, в самые темные дни.
И при всем этом люди говорят: "Да он был пьяницей, алкашом". Слушайте, вот вы тоже пишете, вы журналист. Вы когда-нибудь пробовали выпить две бутылки вина за завтраком и потом, после полудня, начать писать? Кто вообще на такое был способен? И хватит над ним издеваться, потому что то, что он в результате сделал, грандиозно.
Я больше не пью, долго уже не бухаю, но видели бы вы меня раньше после нескольких коктейлей из водки и тоника... И чем больше я о нем читал - а я все еще о нем читаю и буду это делать еще лет десять, потому что о нем существует огромное количество материалов, - чем больше работал над этим образом, тем больше думал: "Господи Иисусе, что за человек!"
У меня на телефоне есть приложение, которое я сначала установил просто в шутку - оно называется "Так говорил Черчилль", каждый день в нем появляется новая его цитата. Просто несколько строк. И эти строки прекрасны. Мне кажется, что я бы жизнь отдал в обмен на то, чтобы быть их автором.
- Каково было произносить его речи перед живой аудиторией? Для съемок ведь построили декорацию Палаты общин, и вы там играли перед 650 статистами.
- Да, 650. Это было не как обычно - когда ты выступаешь перед сотней, а потом на компьютере статистов размножают, у нас были все 650 на площадке. Тут несколько вещей. Во-первых, я раньше не понимал, насколько мы, британцы, были близки к тому, чтобы капитулировать перед Гитлером. Мы подошли к этому совсем вплотную. И Черчилль был приперт к стенке, его заставляли идти на сделку с Гитлером, и тогда он вышел из комнаты переговоров, спустился в лондонскую подземку, встретился с обычными людьми, заручился их поддержкой и произнес знаменитую фразу: "Мы захлебнемся своей кровью, но будем сражаться". Потом вернулся и произнес свою легендарную речь: "На моей стороне все эти люди, и вот что мы будем делать: мы пойдем вперед".
|
- Можно сказать, что это одна из ролей, о которой мечтают все актеры?
- Да, мне правда повезло! Я рано просыпался, меня долго и мучительно гримировали, съемки были длинными и все такое, но в моем видении мира все это не так уж и плохо, когда ты играешь Черчилля. А есть роли, которые я пропустил. Мне всегда казалось, что я мог бы быть хорошим Гамлетом, просто убойным, очень хорошим, но мне скоро 60. Думаю, я еще могу сыграть Яго или короля Лира, но Гамлет мне не достался. И всегда теперь думаю, что вот мог сыграть - и не сыграл, а должен был. Так сложилась жизнь.
- Как вам кажется, сюжет "Темных времен" пересекается с сегодняшним политическим ландшафтом?
- Нет, в этом смысле мы не искали никаких перекличек. Просто взяли и рассказали ту старую историю. Для сценариста Энтони МакКартена все началось с четырех великолепных речей, написанных Черчиллем в течение четырех недель. И он начал во всем этом копаться, всматриваться в этот решающий период в нашей истории.
Нет, не надо было искать ничего актуального. У нас сейчас другой тип врага. Если вы посмотрите на Северную Корею, история с ней тянется уже очень долго. Может, она, конечно, и придет когда-нибудь к кульминации и разрешению, но мы живем сегодня в очень, очень изменившемся мире. И я не знаю, что в этом мире делал бы старик. Мы от ораторского искусства ушли к эмоджи*!
* Эмоджи - язык идеограмм и смайликов, используемый в электронных сообщениях и веб-страницах.
- В моем возрасте я уже не могу позволить себе плохо себя чувствовать.
* * *
- В отрыве от истины совесть - не более чем глупость, она достойна сожаления, но никак не уважения.
* * *
- Генералы всегда готовятся к прошлой войне.
* * *
- Демократия - самый худший вид правления, не считая всех прочих, что человечество испробовало за свою историю.
* * *
- Дипломат - это человек, который дважды подумает, прежде чем ничего не сказать.
* * *
- Заглядывать слишком далеко вперед - недальновидно.
* * *
- Копить деньги - вещь полезная, особенно если это уже сделали ваши родители.
* * *
- Кто со всеми согласен, с тем не согласен никто.
* * *
- Легче управлять нацией, чем воспитывать четверых детей.
* * *
- Миротворец - это тот, кто кормит крокодила в надежде, что тот съест его последним.
* * *
- Поддеть красивую женщину - дело не из простых, ведь она от ваших слов не подурнеет.
* * *
- Политика так же увлекательна, как война. Но более опасна. На войне вас могут убить лишь однажды, в политике - множество раз.
* * *
- Успех - это умение двигаться от неудачи к неудаче, не теряя энтузиазма.
* * *
- Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать.
* * *
- Я взял от алкоголя больше, чем он забрал у меня.
* * *
- Я люблю свиней. Собаки смотрят на нас снизу вверх. Кошки смотрят на нас сверху вниз. Свиньи смотрят на нас как на равных.