|
Кто не любит истории про благородных жуликов? Только тот, кто сам стал их жертвой. А такое часто случается. Но чтобы не попасться на удочку аферистов, надо всего лишь быть внимательней, смотреть по сторонам, слушать умных людей и прислушиваться к внутреннему голосу. А ещё – не иметь ничего общего с властью. Особенно если одна сменят другую быстрее, чем день сменяет ночь.
Именно такой период переживала Одесса сто лет назад. Об этом напомнил не только роман писателя Валерия Смирнова "Гроб из Одессы", но и новый 12-серийный фильм канала "1+1" и Sister’sproduction "Сувенир из Одессы", который скоро выйдет на телеэкраны. Законы авантюрно-приключенческой истории требовали, чтобы в сценарии появились новые герои и были расширены многие сюжетные линии. Однако главное осталось.
В любом фильме, сценарий которого имеет литературную основу, важно сохранить заложенную автором идею. Так было в нашумевшем сериале "Столетие Якова": как и в одноименном романе, главный герой Яков Мех всю жизнь пытался убежать от жизни с её проблемами, хотел тихо жить в своём селе и трудиться на земле, как повелось из века в век. Но его цели шли в разрез со временем: в селе, где родился Яков, за сто лет, которые он прожил, сменилось пять властей – от Польськой Республики до независимой Украины. Потому простые, бесхитростные люди вроде Якова обязаны были принять какую-то сторону. Но это автоматически делало невозможным примирение даже с соседями.
Герои "Сувенира из Одессы" оказываются перед таким же выбором: личная свобода или компромисс с очередной властью. Но среди действующих лиц есть реальные люди, которые даже стали персонажами одесской мифологии. Прежде всего - Михаил Винницкий, он же Мишка Япончик, который был "королём" преступного мира города всего два года, но, как говорится, нажил легенд на сто лет вперёд.
Не будем углубляться в детали, как и на чём Япончик держал свой авторитет и почему к нему ходили на поклон известные в то время одесситы. Важнее понять, как господин Винницкий свой авторитет потерял. А случилось это потому, что из "господина" он стал "товарищем", решив променять личную свободу на сотрудничество с властью.
|
Та же участь ожидала Григория Котовского. Прозванный Атаманом Ада, он, как выяснилось из его биографии, был ещё и артистичной натурой. Зная несколько языков, Котовский мог выдать себя за кого угодно: хоть английского бизнесмена, хоть банкира-еврея, хоть царского офицера, а иногда мог переодеться и биндюжником. А ещё Котовский никогда никого не убивал, из принципа. Так было до 1917 года, когда ему пришлось делать выбор в пользу какой-то из действующих властей – и он подался в Красную Армию, чтобы через несколько лет быть убитым своим же бывшим подельником ещё из той, криминальной жизни.
Иначе сложились судьбы менее известных персонажей "Сувенира из Одессы" - и выдуманных героев, и их реальных прототипов. Матвей Грач, уличный скрипач и круглый сирота, понимает: спасти свою возлюбленную Лизу Вольскую он может, только если станет держаться подальше от любой власти. А сама Лиза после долгих колебаний принимает тот факт, что жулики, аферисты и налётчики – может, не самая приятная в мире компания для девушки их хорошей семьи. Но при этом у них есть то, что не готова предъявить ни одна власть: кодекс чести, внутренняя свобода, желание жить по раз и навсегда установленным правилам. За нарушение которых следует наказание и, что важнее, осуждение в обществе. Вот почему этот мир для Лизы и Матвея стал близок и даже помог справиться с трудностями военного времени.
Чтобы убедиться – ничего не меняется в отношениях власти и свободных людей, зрители "Сувенира из Одессы" получат возможность, не только совершив скачок во времени и перенестись из 1910-х годов в 1970-е.
История близка и понятна сегодня хотя бы потому, что сто лет прошло, а принцип, по которому власти строят отношения с народом, тот же. Вместо поощрения свободного предпринимательства – давление на бизнес. Друзьям всё – врагам закон. Креативные идеи убиваются на корню и от того криминализируются. Наконец, нет единых правил, по которым предлагается жить в обществе, они заменены беспределом.
Но как в фильме, так и в жизни всегда находятся люди, не желающие принимать такой порядок. Именно они в результате становятся победителями.