В издательстве «Фолио» вышла книга известного харьковского тележурналиста «Профессия: Потимков». Ее трудно отнести к определенному жанру литературы, так как здесь показан срез ежедневной работы бывалой акулы пера. Неслучайно и обложка решена в виде пульта от видеокамеры, где есть соответственные кнопки: «будущее», «прошлое», «память», «сон». Автор, видимо, согласен с тем, что труд телевизионщика живет несколько часов на экране, а газетчика - всего один день, пока пресса свежая. Поэтому привычные мемуары он преподносит в виде отдельных статей, стихов, интервью и рассказов, написанных так, как они звучали в свое время. Возможно, это своеобразные блоги из времен афганской войны, а потом перестройки и первых шагов негосударственного телевидения, одним из идеологов которого стал Сергей Потимков. Есть в книге и строки, посвященные жене и дочери, полные лирики вперемешку с юмором. Но не обошлось и без обиды на тех, кому поверил, но кто обманул. Впрочем, оптимизма у Потимкова все же больше, чем разочарований. А главное: из отдельных осколков фраз и воспоминаний складывается целостная характеристика человека, заявившего, что его «Профессия: Потимков».
- Наша память существует отдельными кусками, - рассказал «Комсомолке» автор. - И в телевидении есть принцип монтажа - нелинейный. Ведь и в жизни мы возвращаемся в прошлое, потом нас забрасывает в будущее, затем опять что-то вспоминаем и включаемся в настоящее. Действительность не состоит из стройной череды последовательных событий. Так создана и моя книга - методом монтажа. В ней сконцентрировано все, чем я занимался в жизни.
- А какой был посыл для создания подобных мемуаров?
- Когда я был депутатом Верховной Рады двух созывов (возглавлял комитет свободы слова и свободного доступа к информации), в Харькове мою программу на телевидении закрывали 4 раза. Мы с коллегами тогда приняли решение достойно закончить сезон, а потом сделать паузу в работе. И когда телевизионный конвейер вдруг остановился, я просто не знал, что делать с веществом, выделяемым мозгом, - мелатонином. Поэтому нашел способ переплавить его в русло этой книги. Тексты, которые я писал 20-30 лет назад, соседствуют с совсем недавними. Я специально не ставил даты, чтобы получился нелинейный монтаж.
- У вас на обложке есть кнопка sleep. Вы верите в вещие сны?
- Да. Например, когда еще был жив мой отец, я написал стихотворение «Сон №»:
Где он не был молодым.
Это абсолютно реальный мой сон. Я видел отца молодым, словно мы одногодки. А утром проснулся и просто записал эти стихи. Настоящая поэзия авторами не придумывается. Она просто диктуется сверху. В этом сознавалась еще Цветаева.
- Кому адресована ваша работа?
- Это уже не журналистика, но еще не литература. Книга писалась всю жизнь, в нее много вложено. Поэтому я верю, что у нее будет нормальная жизнь. Я ведь не пишу для тех, кто ездит в лимузинах. В книге даже есть специальный раздел стихов: для тех, кто ездит в метро.