Загрузить еще

Александр ЖОВНА: «На съемках «Маленькой жизни» с нами постоянно случались чудеса»

Александр ЖОВНА: «На съемках «Маленькой жизни» с нами постоянно случались чудеса»
Фото: Александр Жовна сыграл в своем фильме богатого француза.

В программе международного кинофестиваля «Молодость», открывшегося 18 октября в Киеве, впервые за долгое время появилась отечественная полнометражная картина «Маленькая жизнь» Александра Жовны. Писатель, автор сценария к фильму Романа Балаяна «Ночь светла» впервые встал за режиссерский пульт, чтобы экранизировать свою же повесть о юном художнике, который ценой своей жизни спас больную девочку. События разворачиваются на фоне Голодомора 30-х годов. В фильме почти все главные роли исполнили дебютанты. Но благодаря использованию стилистики немого кино и музыки картина производит очень сильное впечатление. «Комсомолка» пообщалась с автором сразу после премьеры. 

- Почему вы, известный писатель, занялись кинорежиссурой?

- Я человек увлекающийся, иногда страстно. Поэтому хочется испробовать себя в разных жанрах. Когда-то собирал марки, монеты, иконы, ретроавтомобили. Потом меня увлекла литература, а сейчас кино. Но мне гораздо интереснее сам процесс, нежели результат. Люблю фильмы Мотыля, Тарковского, ранних Кончаловского и Михалкова, Рустама Хамдамова. Занялся режиссурой сам, потому что судьба подарила такую возможность. Об одном жалею - годы…

- Как возник замысел фильма «Маленькая жизнь»?

- Я грешу частыми перебоями настроения. Однажды сидел у себя в комнате и по обыкновению хандрил, рассматривая маленькую иконку «Святой Пантелеймон», подаренную мне Наталией Наумовной Калашниковой - представительницей древнего старообрядческого рода. В какой-то момент мне показалось, что образ написан не совсем канонически: немного наивно, словно рукой ребенка. Я замечтался и увидел детскую руку с кистью, рисовавшую образ сто лет назад. Потом в воображении появился мальчик и вся последующая история.

- Фильм философский. В процессе работы над ним изменилось ваше отношение к жизни?

- Не думаю. Я достаточно консервативен. К тому же человек уже поживший, со сформировавшимся отношением к бытию. Скорее изменилось мое представление о кинематографе как о неком богемном романтичном творчестве. А оказалось все наоборот. В кино больше, чем в литературе, чисто технических моментов.

- А были мистические случаи на съемочной площадке?

- Мистика давно сопровождает мое творчество. Иногда даже позволяю себе пошалить, фамильярничая с этой роковой дамой. Фильм не был лишен ее внимания. С самого начала съемки сопровождались великими испытаниями и чудесами. Первым - стала группа компаний «Фокстрот», пришедшая к нам на помощь в самую трудную минуту и, по сути, профинансировавшая это кино. Потом начались чудеса съемочного периода. Три года назад выдалась бесснежная зима, а у нас по сюжету предполагалась зимняя натура. Съемка же зимней натуры была намечена на 5 марта в Одессе. Это была катастрофа - уже собирались отложить работу на год. Но 4 марта неожиданно выпал такой снег, какого не было в Украине за всю зиму! Он продержался ровно три дня, за которые мы успели все отснять.  

СПРАВКА «КП»

Александр ЖОВНА - писатель, киносценарист, член Национального союза писателей Украины и Национального союза кинематографистов, заслуженный деятель искусств, лауреат литературных премий. Родился в 1960 году на Кировоградщине. Окончил Киевский государственный пединститут. Живет в родном Новомиргороде, работает воспитателем в детском доме для умственно отсталых детей. Автор пяти книг и нескольких киносценариев. Его произведения изданы в Токио и Нью-Йорке. Имя Александра Жовны занесено в Украинскую энциклопедию выдающихся личностей ХХ века.