Фильм Ридли Скотта 1982 года - вероятно, самый знаменитый научно-фантастический блокбастер в истории кино. Долгие годы слухи о его продолжении муссировались среди фанатов картины. И вот свершилось: поначалу сам Скотт собирался работать над сиквелом, но поскольку был занят продолжением другого своего культового свершения, "Чужой", решил участвовать в проекте в качестве продюсера, а режиссуру поручил модному канадцу Вильневу, в прошлом году номинированному на "Оскар" за другой научно-фантастический фильм, "Прибытие".
Для начала я рассказываю Вильневу о том, как впервые познакомился с его творчеством. Его франкоязычный фильм "Пожары" я смотрел на одном из фестивалей без английских субтитров. Не зная французского, я неожиданно для себя разобрался в сюжете и сразу подумал, что снявший это кино режиссер - один из немногих, кто может рассказать историю чисто визуальными средствами, не полагаясь на диалоги. Вильневу понравился комплимент:
- Я хотел тогда вообще сделать немой фильм, но мне это не удалось, хотя я по максимуму убрал болтовню.
- А что привлекло вас в истории "Бегущего по лезвию 2049"? Вы вроде как были противником самой идеи продолжения классического фильма Ридли Скотта. Что заставило вас передумать?
- Сейчас то и дело делаются какие-то сиквелы и ремейки, заново переснимается то, что было сделано в 1980-х. Я совершенно не являюсь сторонником такого подхода. Когда я услышал, что Ридли Скотт намеревается снимать продолжение "Бегущего по лезвию", я подумал, что это фантастически плохая идея. Меня возбуждала мысль о том, что он будет это снимать, и в то же время я боялся, ведь оригинал был настолько великолепен. Это очень опасно - пытаться заново войти в ту же сверкающую вселенную. Но, прочитав сценарий, я изменил свое мнение. В его основе были идеи Ридли Скотта, и я ввязался в эту историю просто потому, что не хотел, чтобы кто-то ее испортил. Я настолько любил оригинальный фильм, что сказал самому себе: "Сценарий отличный, я знаю, как его поставить, я в состоянии это сделать, и если я не соглашусь, то его поставит кто-то другой". Это звучит самоуверенно, но я решил, что будет лучше, если я возьму на себя этот риск.
|
- Сейчас, когда фильм готов, но его еще никто не видел, вы нервничаете больше или меньше?
- Самое трудное было сказать "йес". Это был самый тяжелый артистический вызов всей моей жизни - взять чей-то сон и попытаться сделать его своим. Ведь мы с Ридли очень разные люди. Сейчас, когда фильм готов, я могу сказать, что нахожусь в мире с ним и самим собой. Чем-то в нем я горжусь больше, чем-то меньше, но пока мне трудно посмотреть на него со стороны, трудно о нем говорить. Знаю, что фильм несовершенен, но его сильные стороны мне тоже хорошо известны. Сейчас я более спокоен, потому что кино очень понравилось и Ридли Скотту, и Харрисону Форду - это привнесло спокойствие в мое сердце. Оба отца "Бегущего по лезвию" сказали мне, что очень довольны получившимся у меня результатом. Дальше я могу только расслабиться: остальное от меня уже не зависит.
- Как вам работалось с такой легендой, как Харрисон Форд?
- Он милейший человек из всех, кого я только встречал! Скромный, раздумчивый, молчаливый - он говорит, только когда ему есть что сказать или очень умное, или очень смешное. Он очень серьезный, невероятно терпеливый и щедрый человек. Некоторые его сцены были физически тяжелыми, но я не услышал от него ни одной жалобы. У него полно внутренних ресурсов, его дух всегда настроен на покорение вершин - у меня еще много комплиментов, потому что работать с ним - это мечта!
- Насколько значительным было участие Ридли Скотта в этой работе?
- Оно было, с одной стороны, очень значительным, а с другой, его вообще не было. Он написал сценарий, в который вложил все свои идеи, - это огромная работа, огромный вклад. Но, написав сценарий, он предоставил мне полную свободу. На все сто процентов. В других условиях, чувствуя, что он все время стоит у меня за спиной, я бы не смог снимать этот фильм. Но в результате в фильме все равно ощутимо его влияние - даже несмотря на то, что я серьезно переделал сценарий. Ридли сразу мне сказал: "Это будет твой фильм". Отсюда и чувство, что за все в нем отвечаю именно я.
- Вы бы порекомендовали пересмотреть первую часть "Бегущего по лезвию" перед просмотром вашей картины? Не фанатам, которые и так знают ее наизусть, а таким людям, как я, которые посмотрели ее один раз и забыли?
- Хорошая идея! Это не обязательное условие, но вы получите большее удовольствие от нового фильма, если пересмотрите старый. Мы сделали кино, которое будет жить само по себе, его можно смотреть вне всяких привязок, но ваш зрительский опыт будет более полным, если вы посмотрите еще раз фильм Ридли Скотта.
|
Дени ВИЛЬНЕВ родился 3 октября 1967 года во франкоязычной канадской провинции Квебек. Изучал кино в Университете Квебека в Монреале. Дебютировал фильмом "Водоворот" (2000). Трижды завоевывал высшую национальную кинопремию Канады "Джини" за лучшую режиссуру фильмов "Водоворот" (2001), "Политех" (2010) и "Пожары" (2010). После этого фильма был включен в список 10 самых многообещающих молодых режиссеров по версии еженедельника Variety. Начиная с фильма "Враг" снимает на английском языке, его политический триллер "Сикарио" ("Убийца") участвовал в конкурсе Каннского фестиваля. Фильм "Прибытие" в прошлом году был номинирован на 8 "Оскаров", в том числе за лучшую режиссуру - это означало переход Вильнева в высшую голливудскую лигу.