Олег Стриженов - знаменитый сердцеед, символ героя-романтика - в свои 88 лет написал книгу, получившую название "Олег Стриженов, Лионелла Пырьева. Исповедь". Она вскоре выйдет в издательстве "Алгоритм". Публикуем фрагменты.
...Существовал тип эдаких поклонниц-хулиганок. Они звонили мне круглосуточно под разными предлогами и представлялись разными именами. Однажды я даже попал в неловкое положение. Накануне вечером поклонницы, как обычно, доводили меня своими звонками, смысл которых был один и тот же: "Давай познакомимся". Я ругался, бросал трубку. В постель лег лишь поздно вечером. Чтобы выспаться, задернул толстую портьеру. Меня разбудил звонок:
- Олег Александрович? Это Екатерина Алексеевна Фурцева.
- Пошла бы ты куда подальше! Будешь еще звонить - поймаю, ноги повыдергаю! - закричал я в трубку. Через несколько минут опять звонок:
- Олег Александрович, это действительно я - Екатерина Алексеевна. Я хотела бы вас видеть.
- А который сейчас час? - спрашиваю, находясь в полной темноте и не задумываясь о том, с кем разговариваю.
- Уже час дня.
- Сейчас встану... Побреюсь... В общем, часа через два буду у вас.
- Вот и хорошо, - рассмеялась она. - Я вас жду.
Я знал, зачем понадобился. Меня уже вызывал ее заместитель Баскаков и интересовался моим отказом играть Андрея Болконского в "Войне и мире". И Бондарчуку, и Баскакову я ответил, что просто не хочу, "мне сейчас ни до чего". Мне не хотелось сообщать, что я ухожу во МХАТ, а эпопея "Война и мир" отнимет несколько лет, и я, театральный актер, так и буду продолжать жить в кино.
...Я вошел в кабинет. Боже мой! Я-то думал, что Фурцева собирается побеседовать по-дружески один на один. А тут! Собрались представители отдела культуры ЦК КПСС, все ее замы, директор "Мосфильма" и руководство съемочной группы "Войны и мира".
- Олег Александрович, мне доложили, что вы отказались играть в "Войне и мире". Почему?
- Я просто раздумал. Мне не хочется.
- Как? Вам не хочется сыграть любимый образ молодежи?
- Нас в школе, Екатерина Алексеевна, учили, что любимыми образами молодежи являются Павка Корчагин и Овод. А вот то, что князь Андрей Болконский является любимым образом молодежи, об этом слышу впервые.
Наша милая Катя начала багроветь:
- Но мы же вас утвердили. Прекрасные пробы. Зачем же вы пробовались?
- Меня попросили.
- Но вы понимаете, что это - "фильм по особому заданию"?!
- А для меня вся жизнь - по особому заданию. В последнее время в прессе пишут: у Стриженова все хорошо, но мы ждем от него образ советского положительного героя. Так зачем же вы меня опять в князья, в эполеты? Нет! Я буду ждать и искать "советского положительного героя".
И вышел. Как потом мне передавали, в кабинете "повисла большая финальная пауза из гоголевского "Ревизора". Более того, рассказывали, что Фурцева звонила мне при всех них. И когда повесила трубку, чуть ли не брезгливо произнесла:
- Какой же это князь, если спит до часу дня.
- Вот и спит, - ответил Сергей Герасимов, - оттого, что князь.
Лишь гораздо позже я узнал, что означает "фильм по особому заданию". Это - и новая квартира, и звания, и всевозможные блага. Орден за участие. И, даже если картина получится посредственной, хвалебная пресса обеспечена. Но что же такое успех настоящий и успех мнимый?
Съемки в Одессе подходили к концу. Оставалась последняя вечерняя съемка возле Оперного театра.
...Я увидел ее сразу. Она скромно стояла за веревочным оцеплением в толпе любопытствующих. Ее нельзя было не заметить. На вид лет шестнадцати-семнадцати, с огромной копной коричневых волос, лучезарными карими глазами, чуть припухлыми губами и замечательной фигурой с тонкой осиной талией. Пройти мимо такой девочки невозможно!
- Вы не Джина Лоллобриджида? - не зная, что сказать, спросил ее.
Она улыбнулась.
- Меня зовут Лионелла.
- Значит, я угадал! Вы - итальянка!
- Да нет, - она рассмеялась. - Просто мои родители - моряки. Они с мамой часто бывали в Италии и увидели там девочку, которую так звали. Она им очень понравилась. Вот и решили, когда у них родится дочь, назвать ее Лионеллой.
- Я буду вас называть просто: Ли.
Далее наш разговор прервался, ибо подскочил помреж и просто утащил меня. А я даже не успел попросить эту милую девочку подождать меня до окончания съемок...
На следующий день вечером наша съемочная группа отплывала в Ялту. А днем я опять пришел на место, где мы с ней беседовали. Обошел Оперный театр, побродил по Дерибасовской. Естественно, ее нигде не было.
|
...Гуляя по набережной Ялты накануне дня отплытия, я повстречал дочку известного режиссера Птушко Наташу. Оказалось, она снималась здесь в фильме-оперетте режиссера Трауберга "Вольный ветер".
- Приходи к нам на съемку в порт, - пригласила Наташа. - Это рядом.
И хитро улыбнувшись, добавила:
- У нас такая прекрасная героиня! Кстати, влюблена в тебя.
На следующий день я пришел к ним в порт. Герой и героиня стояли на платформе подъемного крана высоко над землей и что-то пели. Музыка разносилась по всему порту. Когда я попристальнее пригляделся к героине, то чуть не упал от неожиданности. Это была она! Моя чудная милая Ли! Она повзрослела и стала еще красивее. Матросская тельняшка плотно обтягивала ее прекрасную фигурку, высоко вздымалась красивая юная грудь. Наташа Птушко сказала, что Лина оканчивает Театральный институт им. Луначарского, живет в Москве и что вообще она прелесть.
Времени не оставалось дожидаться окончания съемок, и я поспешил в гостиницу собирать вещи, ведь меня уже ожидала "Грузия", чтобы увезти в Сочи. Я был счастлив, что наконец увидел ее, узнал, где живет и чем занимается. А главное - она любит меня! Уверенный, что в Москве найду ее, я спокойно поднялся по трапу на "Грузию".
Съемки картины "В мертвой петле" начались в Киеве осенью, в ноябре. На празднование нового, 1962 года я уехал в Москву. В один из вечеров начала января я забежал в ВТО (Всероссийское театральное общество), окинул взглядом зал и в противоположном углу увидел ее - Лину! Она почувствовала мой взгляд и обернулась. Мы одновременно пошли навстречу друг другу. В самом центре зала встретились, неотрывно глядя в глаза и вдруг... Поцеловались! Первый раз. Это произошло неожиданно, и нам было безразлично, где мы находимся и что на нас смотрят. Поцелуй был долгим. Задыхающимся шепотом я сказал:
- Давай уйдем отсюда.
- Давайте, - тихо ответила она. Мы вышли. Шел снег. А дальше...
Какой-то вихрь! Счастье! Я и впрямь очутился в мертвой петле. С артисткой Московского драматического театра им. Станиславского Лионеллой Скирдой мы не расставались весь январь и февраль, вплоть до моего отъезда в экспедицию в Одессу. Провожая меня, Лина обещала, что на майские праздники обязательно вырвется из театра и прилетит ко мне на несколько дней. Накануне Первого мая она прилетела. Аж на целую неделю! Я познакомил Лину со своими друзьями, которые лет через шесть-семь стали ее партнерами по фильмам "Свет далекой звезды", "Хозяин тайги", "Опасные гастроли", "Братья Карамазовы".
Мне предстояли три большие экспедиции. Я даже не заметил, как в этом бешеном ритме пролетели полтора года после нашей последней встречи. Куда же исчезла Лина? Моя Ли... Позже я узнал, что она вышла замуж (за режиссера Пырьева. - Ред.).
Рождество по-европейски я провел во Франции. Сижу в своем роскошном номере. Жду своего продюсера по фильму "Третья молодость" Александра Каменку. Александр Борисович вдруг вспомнил, что недавно был в гостях и его приятно поразила молодая жена хозяина Лионелла.
- Вы ее не знаете? - спросил он меня. - Она тоже артистка. Очень красивая.
Настроение мое вмиг испортилось. Я бросился к письменному столу и решил написать ей письмо. "Лионелла Пырьева. 25 декабря
1965 г. Париж. Любимая моя, дорогая моя Ли! Мне безумно тебя не хватает. Я тоскую без тебя. Я люблю тебя как прежде... Ты слишком хороша для такого дурака, как я! Сейчас мне лучше вспомнить строки дорогого Сергея Есенина. Простите мне... Я знаю: вы не та - Живете вы с серьезным, умным мужем; Что не нужна вам наша маета, И сам я вам ни капельки не нужен. Не прими за обиду. Прощай".
Письмо я отправил на имя ее подруги, актрисы Риты Гладунко, с припиской: "Для Лины".
|
В 1975 году на съемках фильма Петра Тодоровского "Последняя жертва" я узнал, что роль графини Круглой будет играть Лионелла Пырьева и что нам предстоит сняться в сцене на балу. Встретились мы в особняке Саввы Морозова как старые знакомые. Ничего лишнего. После одной-двух репетиций мы сняли нашу сцену. В перерыве все разместились в большом зале. Лина сидела в каком-то старинном кресле. Сколько времени мы не виделись? Сколько лет? С шестьдесят второго года... А сейчас семьдесят пятый. Тринадцать лет! А ведь когда-то я думал, что и часа не проживу без нее. Но вот ведь прожил! Как бы она отреагировала сейчас, если бы я сказал, что люблю ее? Я внимательно смотрел на нее. Ей невероятно шло нарядное бальное платье графини. Оно обрисовывало по-прежнему великолепную фигуру, обтягивало бедра и подчеркивало грудь. Тонкая кожа на открытых плечах и шее была нежной и бледной. И что-то вновь оборвалось внутри меня. Я заметил, что и она наблюдает за мной сквозь полуопущенные ресницы. Я рассматривал ее красивое лицо и думал: "С ней надо быть осторожным. Будет, наверное, лучше, если эта случайная встреча ничем и закончится". После перерыва мы досняли наши крупные планы и распрощались.
Вскоре я уехал с театром в Одессу, где снова увидел ее на одном из концертов. Она вдруг протянула мне навстречу обе руки, и этот бессознательный ее жест примирил меня со всем. Мы присели на скамейку, она нежно поцеловала меня и положила голову мне на плечо.
- Как ты? - мягко спросила Лина.
- Нормально... Скучаю по тебе.
- Шутишь?
- Не шучу, - серьезно ответил я.
- Я рада тебя видеть.
Я окончательно растерялся и обрадовался услышанному.
- Может, после концерта поужинаем вместе?
- Хорошо, - ответила она. - Я приду с Аллой Ларионовой.
...Я сидел в самом углу, возле оркестра. Принесли закуски, шампанское и, конечно же, цветы. Я не спускал глаз с парадной двери. Наконец она распахнулась, и они вошли - Лина и Алла. Весь зал обернулся в их сторону. Гуляющие одесситы зааплодировали, кто-то даже встал... Девочки действительно были очень красивы в своих легких длинных вечерних платьях. Да! Вошли настоящие звезды, ничем не уступающие западным. Я усадил Лину рядом с собой. Невольно улыбнулся.
- Ты чему? - спросила она.
- Ничему. Просто любуюсь. Ты красива, как никогда.
Вечер прошел прекрасно и незаметно быстро. Провожая их, я спросил:
- Почему ты ушла... тогда?
- Я не ушла. - Она грустно усмехнулась и добавила: - Я просто бежала. От тебя... Не надо ворошить прошлое. Поговорим лучше позже. В Москве.
- Значит, мы встретимся?
- Ну конечно, - она рассмеялась. - Ты забыл, у нас ведь еще осталось озвучание "Последней жертвы".
На следующее утро я еще спал, когда раздался телефонный звонок. Звонила Лина.
- Я звоню тебе из Москвы, из дома. Прости, что разбудила. Я люблю тебя. И жду. Приезжай поскорее.
Вскоре я вернулся в Москву. Мы встретились на первом озвучании "Последней жертвы", где я при всей группе сделал ей предложение стать моей женой. Лина ответила: "Да". Больше мы не расставались.
Заключительная сцена "Сорок первого". Мы с Изольдой Извицкой сидим на песочке, беседуем, и вдруг я вскакиваю.
- Парус!
Размахиваю руками, бегу к воде.
- Наши! Наши!
А моя Марютка - Изольда берет винтовку, прицеливается...
Выстрел. Я падаю.
- Сорок первый.
Она подбегает ко мне и, плача, произносит над мертвым телом длинный монолог. Всего-то действия пять-шесть минут на экране. А мы снимали его пять-шесть дней. Почему? Да потому, что съемки шли ранней весной. Нужно было изображать труп. Моя задача - плюхнуться полуголым в ледяное море, чтобы голова оказалась под водой, и как можно дольше находиться в подобном положении, чтобы Изольда успела произнести свой монолог над убитым.
Начинаем первый дубль. Я набираю воздуха, плюхаюсь в воду. Чувствую, как Изольда склонилась надо мной, оплакивает своего сорок первого застреленного врага Советской власти. Сколько мог, пролежал. Когда стал задыхаться, привстал, глотнул воздуха, огляделся по сторонам.
- Хорошо? - спрашиваю. - Все в порядке?
- У нее хорошо, гениально играла, - апатично сообщает оператор Урусевский. - Просто замечательно получилось у Изольды... А покойник встал. А она еще недоиграла.
- Извините, - расстроился я. - На большее не хватило дыхания. Давайте повторим.
- Нет, надо подождать. Туча ушла, теперь до следующей - перерыв.
"Только бы не испортить в этот раз, - думаю. - Умру под водой, но дам Изольде сыграть до конца".
Набрав полные легкие воздуха, погрузился в воду и лежу, не шелохнувшись, кажется, целую вечность. Наконец тяжело дыша, но с гордостью за свое долготерпение, поднимаюсь.
- Как, Сергей Павлович, хватило?
- Дыхания-то хватило, да только пленки в аппарате не хватило. Сейчас новую катушку зарядим и повторим еще раз.
В третий раз и дыхания хватило, и пленки, но не получилась игра у Изольды - она продрогла и устала. Пришлось отложить съемки на следующий день. А назавтра погода подкачала. И несколько дней ждали, пока Урусевский не дал добро на съемки.
|
Олег Стриженов был женат три раза. Первая жена - Марианна Бебутова, его партнерша по фильму "Овод" (исполнительница роли Джеммы). В 1957 году у них родилась дочь Наталья (ее карьера актрисы не задалась, в 2003 году 45-летняя дочь Стриженова умерла от передозировки транквилизаторов, смешанных с алкоголем).
Со своей второй супругой, актрисой Любовью Земляникиной, Стриженов познакомился во МХАТе. В 1969 году у них родился сын Александр. Супруги разошлись через 6 лет совместной жизни. В 2008 году Любовь Стриженова ушла в монастырь.
Третья жена артиста (с 1976 года и по сей день) - Лионелла Пырьева, детей в этом браке нет. До брака со Стриженовым 29-летняя Лионелла в 1967 году вышла замуж за известного режиссера Ивана Пырьева, который начал снимать ее в главной роли в своих "Братьях Карамазовых". Супруг был старше актрисы на 36 лет. Четыре года они прожили в гражданском браке, а спустя три месяца после их свадьбы 66-летний Пырьев умер. После вскрытия выяснилось, что режиссер перенес на ногах несколько инфарктов.