Ее история удивительная. Балетом начала заниматься в 12 (!) лет, когда уже совсем поздно. Благодаря танцам познакомилась и с будущим мужем, немцем.
Сейчас 34-летняя Яна Саленко - прима-балерина Берлинской государственной оперы. И 21 октября в родном Киеве она вместе с другими мировыми звездами даст гала-концерт.
Мы поговорили с Яной не только о балете, но и о ее необычной судьбе.
- Яна, вы уже 12 лет танцуете в театрах по всему миру. Почему вдруг решили организовать концерт в Киеве?
- Это все-таки мой родной город, здесь у меня родители, много теплых воспоминаний с ним связано. В прошлом году я дважды приезжала танцевать в "Лебедином озере" и решила, что хочу подарить Киеву нечто особенное. Так возникла идея пригласить сюда своих друзей и коллег - ведущих танцовщиков из Берлина, Милана, Лондона - и специально для киевского концерта поставить с ними балет.
- И что вы придумали?
- Наш балет называется "Дитрих", он создан по биографии знаменитой актрисы Марлен Дитрих - о ней и главных мужчинах в ее жизни. Это балет о чувствах, о сильной духом женщине, которая при этом очень ранимая и хрупкая внутри.
У меня будет соло под запись голоса Дитрих, и, могу сказать заранее, это очень пронзительный номер. Мне близок образ Марлен, я сама ассоциирую себя с ней, считаю себя сильной и одновременно очень женственной.
- Такие качества не каждому присущи.
- Да, но мне кажется, я такая с самого детства. У меня четверо родных братьев, я всегда брала с них пример. Никогда не плакала, не жаловалась. Да и некому было плакаться: родители постоянно были на работе, пытаясь прокормить большую семью.
К тому же еще до школы я занималась художественной гимнастикой в школе Дерюгиной - а там железная дисциплина, очень строгие условия.
- Гимнастикой? А как в вашей жизни появился балет?
- Знаете, у меня были все шансы стать спортсменкой. Еще на отборе комиссия отметила мои данные - из ста человек в школу взяли только меня и еще одну девочку. У меня все получалось, но мне быстро стало неинтересно. Поэтому папа решил попробовать отдать меня на танцы и позвонил в колледж "Кияночка".
Там набирали детей в класс по балету, а мы подумали, что это бальные танцы, и пришли. Мне было 12 лет - начинать в таком возрасте поздно, но педагог что-то во мне рассмотрела и предложила остаться попробовать.
Я влюбилась в балет сразу же и делала все возможное, чтобы поскорее догнать остальных девочек в классе. Когда впервые надела пуанты, не снимала их почти круглосуточно, лишь бы поскорее научиться на них танцевать. Растягивалась так усиленно, что заработала травму спины. Врачи не верили, что я смогу танцевать, но я восстановилась за полгода и танцую до сих пор!
- А родные и близкие верили, что из вас вырастет балерина?
- Нет! Вначале они думали, что это несерьезно, мама мечтала, чтобы я получила "нормальное" образование и стала врачом. Но в итоге в балет затянуло не только меня, но и моего брата. Пойти со мной заниматься его заставила мама, которая не хотела, чтобы я возвращалась с тренировок вечером одна. До балета брат занимался баскетболом, и оставить спорт для него было большой трагедией. К тому же в балетный класс он попал очень поздно, в 14 лет. Но мне удалось заинтересовать его танцем, и не зря - сейчас он танцует и преподает в Японии, у него своя балетная школа.
- И какими путями вы попали в Берлин?
- После учебы в школе Вадима Писарева я работала в Донецком театре оперы и балета, потом вернулась в Киев на позицию солистки Национальной оперы. В этом статусе поехала в Вену на международный конкурс, где взяла золото и познакомилась со своим будущим мужем Марианом Вальтером, который тоже занял первое место. Это была любовь с первого взгляда!
После моего отъезда он разыскал меня, и мы полгода провели на телефоне, периодически встречаясь то в Киеве, то в Берлине. В итоге Мариан сделал мне предложение и даже планировал переезд в Украину. Но потом подумали: почему бы мне не попробовать пройти конкурс в Берлинской государственной опере? Меня взяли и почти сразу перевели в солистки, а спустя пару лет повысили до примы.
- Звучит как история Золушки. У вас там были друзья или знакомые?
- Нет, кроме мужа, в Берлине у меня никого не было. К тому же его родители поначалу были не очень рады невестке из Украины.
Было тяжело, я не знала язык, у людей оказался совсем другой менталитет. Поначалу чувствовала себя очень одиноко. Но потом взяла себя в руки и начала общаться, знакомиться, учить немецкий. Перестраивать себя под их уклад.
Теперь мне кажется, что немецкий образ жизни - самый правильный. Здесь у тебя есть все социальные гарантии - ты никогда не останешься на улице и без пенсии. Банковская система работает очень четко. Налоги большие, да, здесь точно не разбогатеешь. Зато всегда будешь уверен в завтрашнем дне. Люди живут очень осознанно и следят, чтобы никто не нарушал порядок.
У меня был смешной случай, когда я только переехала. Там все разделяют мусор, а я пошла его выносить в пакете, как у нас - все кучу. В итоге соседи заставили меня достать пакет из бака и рассортировать все, как положено. У них такой порядок. Порядок во всем.
|
- В Берлине больше открыты новому, приглашают современных хореографов, артистов из разных стран. Мы постоянно пробуем разные техники танца. Классика тоже есть, но на ней не делают основной акцент. Артисту дают много новой информации, и это позволяет расти в профессии.
К тому же атмосфера в труппе гораздо демократичнее. Мы поддерживаем друг друга, у нас здоровая конкуренция, без сплетен и зависти. В какой-то степени я понимаю, почему так: в Германии мы защищены государством. Артисты даже после травмы или выхода на пенсию в 35 лет не останутся ни с чем.
В Украине же все по-другому - люди борются за каждый шанс как можно дольше оставаться на сцене, потому что понимают: за пределами театра у них ничего нет.
Мы попросили украинку, сделавшую карьеру в Германии, поделиться советами: что в первую очередь нужно знать украинцам, переезжающим в Европу.