Вот уже неделю этот фильм идет в украинском кинопрокате. И хоть ажиотаж далек от "Аватара" и всяких "Бондиан", но это кино особенное. Во-первых, оно украинское и не похожее ни на одно другое. Во-вторых, его режиссер снял картину за свои личные деньги, потратив всего $10 тысяч, и был выдвинут от Украины на "Оскар". Как же это произошло? Нам рассказал режиссер "Уровня черного".
- Валентин, признайтесь, хотелось бы вам, чтобы вся эта история с "Оскаром" случилась с каким-то другим режиссером?
- Честно, да. Эта история полностью поменяла ритм моей жизни, потому что я достаточно камерный человек. Я старательно расчищаю себе пространство, чтобы писать сценарий или снимать кино, а здесь все пропало в один день - теперь я должен заниматься тем, чтобы искать деньги на промокампанию ради того, чтобы фильм попал в шорт-лист, результаты которого будут оглашены в конце года. Шорт-лист - это результат. Есть пять тысяч американских киноакадемиков, и наша задача - показать им фильм и добиться, чтобы они его запомнили. А дальше они за него либо проголосуют, либо нет.
- Вы прошли испытание славой благодаря фильму "Племя". Вам как оператору-постановщику этой картины рукоплескали на многих международных фестивалях. Как вы считаете, слава мешает творчеству?
- Я спокойно отношусь к славе - она меня отвлекает от работы. Не люблю ездить по фестивалям, мне кажется, что это потеря времени. Хотя Канны - это понятно: если твой фильм выиграл - ты на Олимпе. Что касается сегодняшнего "Оскара", то здесь у меня нет амбиций - я понимаю, что шансов у "Уровня черного" никаких и этот "Оскар" призрачный, потому что в шорт-лист попадают картины, до этого ставшие призерами фестивалей класса А.
- А вот у фильма "Племя" в 2015 году были все шансы получить "Оскар" для Украины.
- Да. Тогда был большой скандал, и я считаю, что мы реально потеряли шанс попасть в шорт-лист. Он на 99% попал бы туда, потому что "Племя" - фильм фантастический. Но видите, выдвинули другой фильм.
- А вы вот волею судьбы пришлись по душе нашему оскаровскому комитету.
- Ну и что? Я же понимаю, что никуда не попаду. Однако для своего следующего фильма я могу использовать результаты этого эксперимента: у меня есть бюджет на следующий фильм, есть идея, сценарий, который я писал и переделывал после "Уровня черного". Я уже понимаю недостатки "УЧ" для фестивальной аудитории, поэтому следующий проект, надеюсь, будет более успешным.
- Вы не скрываете, что потратили на съемки "Уровня черного" 10 тысяч долларов, которые, по сути, изъяли из семейного бюджета. Как отнеслась к этому ваша жена?
- У меня замечательная жена, которая является продюсером и этой ленты, и предыдущих фильмов - мы в паре работаем. Она всегда идет навстречу моим идеям, все понимает и больна той же болезнью, что и я, которая называется "кино". Я пытался минимизировать расходы, все придумывал так, чтобы не тратить деньги.
- Вы весь фильм сняли фотоаппаратом?
- Ну да, нацепил на него маленький микрофончик, позвонил Косте (Константин Мохнач - известный столичный фотограф. - Прим. авт.), главному герою, у него как раз было свободное время. Говорю: "Костя, подъезжай, будем снимать кино, сам не знаю какое, но главное - поехать и начинать снимать". Вот мы и поехали.
- Откуда у вас появилась идея этого "тихого" фильма?
- Честно всем говорю: у меня не было в голове никакого сценария, зато было свободное время, а когда оно у тебя есть, то в голову лезут дурацкие мысли, мол, что сидишь и не снимаешь. Вот я и подумал - нужно взять камеру и поехать по городу, имея при этом приятеля с машиной и зная, что он достаточно органично смотрится в кадре. Костя согласился сразу. Первая остановка была на Подоле в автомобильном тоннеле на Почтовой, был снег, мокрый асфальт блестел, машины мчались очень динамично - картинка нарисовалась красивая, органичная, и сразу пошла энергия из кадра. Я поставил Костю в центр и попросил его изобразить, что он кого-то ждет. Сняли и поехали домой, я сел думать, а что дальше, кого же он ждет? Да девушку же ждет. Позвонил актрисе Кате Молчановой в Одессу, говорю - приезжай в кино сниматься. Она спрашивает - в каком, а я говорю, что не знаю. Катя приехала - она легкая на подъем. Мы опять забрались в тоннель и сняли сцену свидания. Они стояли разговаривали, но там такой уровень интершума, что ничего не слышно. Я подумал, что хорошо, когда ничего не слышно, потому что не нужно выдумывать диалоги, следить, чтобы актеры хорошо их сыграли. А они орут, они заняты тем, чтобы друг друга просто услышать, и это очень хорошо, потому что когда актеры должны в кадре что-то преодолеть, опять-таки появляется энергия. А дальше я задумался - куда могут пойти мужчина и женщина? Конечно же, заниматься сексом. Так родилась сцена в гараже.
|
- Вы что, весь фильм сняли наугад?
- Ну да, мы шли и пробовали из ничего что-то сделать. Когда мы сняли полтора десятка сцен - в фильме всего их 35, - я их менял в компьютере местами, они выстроились в часть фильма, которая была снята в одном стиле, и жена мне сказала, мол, похоже, что я снимаю фильм об одиночестве. С этого началось. А потом я наблюдал, как Костя снимает фотосессию, затем подглядывал, как он празднует свое реальное 50-летие, как показывает слайды, где он молодой и счастливый ходил в горы. Потом увидел, как Костя танцует, он очень экспрессивно танцует, неправильно, но при этом это очень классно смотрится. Я понял, что обязательно все эти ситуации нужно использовать в фильме.
- Многие считают, что фильм "Уровень черного" - пересказ реальной истории вашего друга Кости Мохнача.
- Нет, это фильм не о нем. Хотя он уже спрашивал меня не единожды: "Валик, я же не такой?". А я говорю: "Нет, ты совсем другой, мы ведь снимали кино обо мне, о тебе, о мире вокруг нас. Мы исследовали жизнь, а ты просто был инструментом этого исследования".
- Умные люди говорят, что залог любого хорошего фильма - сценарий. При этом свой "Уровень черного" вы снимали без сценария, а картина получилась. Так что все-таки является залогом хорошего фильма?
- Не знаю. Мне кажется, чем все-таки профессия кинематографиста интересна, и она никогда не надоедает, потому что ты к каждому проекту подходишь как к чему-то неизвестному, и этот путь проходишь, как в первый раз. Разные герои, обстоятельства, фактуры - это все диктует тебе путь, но, опять-таки, это моя позиция, я отталкиваюсь от того, что есть. Я могу потом трансформировать это при помощи технических или художественных изобразительных средств. Для меня кино - это инструмент приобретения эмоционального и жизненного опыта. К примеру, я на войне не воевал, но я могу снять про это кино. Я сфокусируюсь на этом, изучу вопрос, проживу судьбу героев и получу эмоциональный опыт.
- Вы как-то говорили, что любите снимать кино про лузеров. Что такого в этих лузерах вас привлекает?
- Может, и говорил. Я много чего могу сказать. Какие-то рефлексующие персонажи, наверное, присутствуют в моем кино, потому что я сам такой. Мне интересны эти люди. Ну, вот Костя в этом фильме - какой же он лузер? Все теряют родителей, любимых, жизнь такая. Он не лузер, наоборот, он сильный человек. Он все время лезет на стену, хочет из этого выбраться, преодолеть ситуацию.
- В фильме "Племя" вы были оператором, в "Уровне черного" - режиссером. В каком амплуа вам все же комфортнее работать? И почему вас кидает из одной ипостаси в другую?
- Не кидает, все органично. Это все из-за желания делать кино. Я начинал как оператор и сейчас иногда снимаю. Вот недавно ездил в Польшу приятелю кино снимать, мы вместе учились в школе Анджея Вайды, он также был соавтором сценария моего первого фильма "Обычное дело". Вот ему 50 исполнилось, и он позвал снимать меня своей дебютный фильм. Я давно заметил, что 50 - это такой век дебютантов, это возраст, когда люди дозревают, чтобы чем-то с миром делиться.
- Вот и ваш фильм про поколение тех, кому под 50. Вы и сами относитесь к этому поколению. Как вы считаете, поколение, которое родилось в СССР, но формировалось в бурные 90-е, это счастливое поколение?
- Я себя чувствую счастливым человеком, потому что имею возможность снимать кино. Иногда появляется паранойя: а если кино закончится, что я буду делать? Случается жесткая паника, но сегодня у меня все ОК. А что касается 90-х - мне было тогда 20 лет и политическая ситуация в стране меня не сильно интересовала, просто не было опыта быть свободным. Я тогда в первый раз поступил на кинофакультет в киевский театральный, и меня больше интересовало кино и мой круг общения.
- Валентин, вы как-то очень долго учились в театральном...
- Десять лет. До 1995-го учился на операторском, а потом на режиссуре. Там была такая чудесная атмосфера, что не хотелось уходить. А потом на "Укркинохронике" с Александром Коваленко, который был моим мастером, я изучал документалистику. Он волшебник, добрый человек, который предоставил нам все возможности для творчества. Он просто давал ключ от операторской кабины, где была камера, пленка, свет, и все, у кого были идеи, брали ключ и снимали.
- Многие говорят, что в театральном так плохо все с техникой.
- Ну да, плохо, но сегодня все проще: есть у тебя фотоаппарат - бери его и иди снимай кино. Раньше ведь была только камера "Конвас" и 35-миллеметровая пленка, а сейчас вообще проблем нет - если есть желание, ты будешь снимать.
- Вы говорили, что планируете начать съемки нового фильма уже этой зимой. О чем оно будет?
- Фильм про актуальную проблему - про ситуацию на востоке Украины, про индустриальный регион, где расположены морально устаревшие металлургические гиганты. Их строили более 100 лет назад, тот же Мариупольский МК им. Ильича, все надо реконструировать, но нет денег и из-за противостояния регион деградирует. Экология там просто может убить. Все читали, что из шахт не откачивается вода, она поднимается в верхние слои и отравляют питьевую воду. То есть фактически на сегодня там пригодной питьевой воды лишь 20 процентов и спасать ситуацию уже поздно. А там, где нет питьевой воды, жить нельзя, в результате территорию закроют и будут добывать сланцевый газ, мне кажется, что в какой-то мере из-за этой ситуации началась война. Это бэкграунд. Жанр - драма, возможно, антиутопия, в которой события происходят примерно в 2025 году, когда уже противостояния нег, враг разбит, но есть отравленная пустыня, некая зона. И фильм о том, как горстка людей цепляются за это место и как они там стараются выжить.
Валентин Васянович родился 21 июля 1971 года в Житомире, окончил местное музыкальное училище по классу фортепиано, а затем Киевский театральный институт им. Карпенко-Карого по специальности "оператор и режиссер документального кино". Как режиссер снял 5 документальных фильмов, получивших множество наград на международных конкурсах, и три полнометражки: "Обычное дело", "Креденс" и "Уровень черного".