21 ноября
Загрузить еще

Премьера украинского фильма "Уровень черного": Тихо. Темно. Талантливо

Премьера украинского фильма
Фото: Кадр из фильма «Уровень черного"

В Одессе "Уровень черного" претендует на победу сразу в двух конкурсах – в национальном и международном.

Ранее Васянович уже становился лауреатом премий Одесского кинофестиваля: его игровые ленты "Обычное дело" и "Креденс" были отмечены призами жюри, а документальная картина "Сумерки" была признана лучшим украинским фильмом 2015 года. И вообще, как подсчитал кто-то из кинокритиков, Васянович – единственный в мире режиссер, который все свои фильмы презентовал на ОМКФ, за что фестиваль, как мы видим по результатам, благодарит его сторицей.

45-летний режиссер, оператор и продюсер Валентин Васянович очень неоднозначный автор и при этом имя его всегда гарантия хорошего качественного кино. Очень жаль, что его грустная рождественская сказка под названием “Креденс” в полной мере не дошла до зрителей, поскольку это действительно хороший фильм, который еще в 2014 году говорил о том, что мы имеем дело с талантливым  режиссером.

После “Креденса” Валентин Васянович с головой ушел в съемки фильма “Племя”, где выступил оператором-постановщиком. За этот фильм, который собрал в мире все мыслимые и немыслимые призы, Васянович в составе других авторов получил Госпремию Украины им. Александра Довженко. И дальше всем уже стало интересно - что в очередной предложит мастер.

Его фильм “Уровень черного” – вещь абсолютно уникальная, потому что Васянович снимал его в полном одиночестве (только он и камера). Ну, не считая двух актеров, и снял без единого слова в кадре и с минимальной цветовой палитрой на основе оттенков черного и белого.

- Для меня это был эксперимент: снять кино без сценария и без бюджета, - говорит режиссер. – Да, фильм снимался без сценария вообще. Я шел от сцены к сцене в полной темноте. Снимал одну сцену, из нее как-то вытекала вторая, третья. Ну, например, я снимал героя в очень живописном автомобильном тоннеле, он стоял и кого-то ждал. Я подумал, что, наверное он ждет женщину, так в кадре появилась Катя, а затем я подумал - куда мужчина и женщина могут пойти? Конечно же, заняться сексом. Ну, в общем, до момента пока я не снял 50 минут фильма, сюжет не складывался. А потом все закрутилось.

В результате экспериментов зритель получил историю свадебного фотографа Кости, для которого 50-летний юбилей становится началом сложного этапа. Все, что он любил или к чему был привязан, безвозвратно уходит. Хотя таких вещей в его жизни немного. Парализованный в результате инсульта отец. Подруга – стилист свадебного журнала. Старый кот. Слайды, на которых он молод и счастлив.

Костя всю жизнь фотографирует чужое счастье. Для него это обыденность.  Для зрителя же эта история стала определенным шоком, потому что она оказалась очень щемящей и понятной каждому. А то, что она рассказана без слов, просто пронзает...

На вопрос, почему же все-таки история снята без слов, Васянович отвечает просто: “Я отношусь к кино как к изображению, вот и решил одним лишь изображением ограничиться. А кроме того, исполнитель главной роли в фильме Костя Мохнач – он очень органичный и талантливый, но он не профессионал и не очень хорошо говорит в кадре, поэтому ему было легче молчать”. 

Константин Мохнач со своей стороны пояснил, как он сам воспринимал эти странные съемки: “Это как ходить в школу без домашних заданий”.

Еще одной “соучастницей” фильма стала известная украинская актриса Катерина Молчанова (“Моя бабушка Фанни Каплан”).  Катя очень четко характеризовала процесс создания картины:

“Фильм Валика – пример того, как можно снять кино, если очень сильно хочется. Он просто взял камеру и снял”.

Больше новостей с ОМКФ - на телеканале "Украина".

Творческая группа фильма "Уровень черного": Валентин Васянович (в центре) и актеры Константин Мохнач и Катерина Молчанова. Фото: ОМКФ