Мы начали наш разговор, казалось бы, с простого. "Душевность - это то, что касается вашей души. Духовность - это уже другое, когда в тебе присутствует святой дух. Чтобы дойти до духовного, надо пройти через душевное", - объясняет отец Александр.
Наша беседа с победителем "Голоса країни" ("1+1") получилась действительно душевной. Несмотря на то что говорили мы о многих важных и непростых вещах.
"Я понимаю, что это было голосование не только за голос"
- Отец Александр, в одном из выпусков проекта вы исполнили молитву. Как вы считаете, о чем украинцам нужно молиться сейчас?
- Молиться всегда нужно о спасении своей души. Пусть каждый человек пытается достичь мира внутри себя. Преподобный Серафим Саровский писал: приобрети мирный дух, и тогда тысячи душ будут спасены вокруг тебя. Нужно пробовать примириться внутри себя со всеми: с самим собой, с Богом, окружающими, и тогда понемножку мира вокруг нас прибавится.
Конечно, мы сейчас нуждаемся только в мире. На общей молитве нужно молиться о том, о чем я молюсь в храме Божьем, - о мире, объединении всех, прекращении вражды.
- В соцсетях активно обсуждают вашу победу на проекте. Есть ли вы в соцсетях? Читаете ли вы интернет?
- В соцсетях я есть, но вы не найдете там постов о том, что я пошел гулять с детьми, или о том, что сел с женой есть яичницу. Я не критикую тех, кто так пишет, но я не активный посетитель этих страниц. Так получилось, что почти год у нас дома нет интернета.
Я подписан в Фейсбуке на главные знаковые события, и мне достаточно заходить туда раз в три дня, чтобы быть в курсе происходящего, а то скажут, что отец совсем невежда.
Современные новости так быстро меняются, что только голова ими забивается. Есть много хорошей литературы, то же Святое письмо, Творения святых отцов, я бы хотел тратить на это свое время.
- Но если вам написать письмо в том же Фейсбуке, вы ответите?
- Конечно, если мне пишут, я отвечаю. Сейчас это сложнее, правда (у отца Александра сотни писем в день. - Авт.). Это еще одна форма общения с людьми, священник не имеет права отказать или спрятаться в коробочку. Если человеку комфортно с тобой говорить по скайпу или на страницах в соцсетях, то священник должен идти навстречу.
- Как думаете, почему телезрители проголосовали за вас?
- Я понимаю, что это было голосование не только за голос, но и за образ, подачу, слово… Никогда никто не голосует только за голос. Кто-то голосовал за Ингрет, потому что она живая, немного детская, непосредственная. Каждый выбирает свое. И если люди проголосовали за меня в проекте, значит, у них есть тяга и к духовному.
- Возможно, люди просто устали от того, что видят постоянно?
- Возможно. Но я отношусь к этому проекту как к мотивационному. Есть разные развлекательные шоу, и их нельзя ставить в один ряд.
Все в жизни перемешано. Это как сказать, что я не пойду в сад, потому что там живут черви. Ну, живут они там, но там растут и яблоки. Сейчас еще майский жук полетит. Его будет тьма. Но это ведь не значит, что я не буду ходить в свой сад, поскольку прилетели жуки. Господь их терпит, значит, и мы должны их терпеть.
Если что-то несет лично тебе вред или ты не можешь что-то вынести, тогда не иди.
"Сейчас эпоха комментариев и комментаторов"
- Вас сейчас многие обожают, но многие и критикуют. Как реагируете на негатив? Как человеку бороться с критикой в свой адрес?
- Бумага все стерпит. Клавиатура стерпит еще лучше, чем бумага. А что терпят бедные соцсети вместе с Youtube! Если бы они были живыми, их можно было бы канонизировать! Они терпят неимоверное количество абсолютно безответственной информации.
Я - открытый священник. Любой человек может написать мне в Facebook как неприятные, так и приятные вещи. Всем, кто просит мой номер телефона, я его даю. Кто хочет, чтобы критика подействовала, пусть звонит и говорит.
Бывает критика приятная, ты читаешь и понимаешь, что человек что-то пишет с желанием понять. Но преимущественно критика безответственная, которой, к сожалению, развелось очень много. Я против цензуры, не в моей компетенции ее вводить, но по крайней мере сами владельцы соцсетей должны следить за слишком агрессивными людьми, тиражированием прямой ненависти, распространением нецензурной лексики.
Я с семи лет хожу в храм и к критике привык. Я пошел в храм в 90-е, и большое количество знакомых мне говорили: ты себя закапываешь.
Поэтому, когда возникают негативные комментарии, нет смысла возражениями нагнетать обстановку - нужно просто делать свое дело.
Было много неприятных сообщений, но с глазу на глаз меня никто еще не критиковал. Я тоже заочно хороший печник, но если взяться за работу, то не знаю, где должен находиться дымоход. Все мы умеем что-то заочно, пока не доходит до дела.
- Почему в последнее время негатива становится все больше и больше и он буквально нас поедает?
- Эпоха комментариев и комментаторов. Я бы хотел жить в эпоху действующих людей. У нас же возникает неприятное явление - по любому поводу кто угодно может дать комментарий: я в этом не разбираюсь, я этого не видел, но буду комментировать. Человек не думает, что он сделает с помощью этого комментария. Есть люди сильные духом, и они выдержат, но есть и уязвимые.
Мне кажется, это беда. "Зло, излученное тобой, к тебе вернется непременно". Чем больше ты его излучаешь, тем больше оно к тебе возвращается.
Не нужно смотреть на чужие заборы и судить чужую семью. Надо смотреть в душу. Нам необходимо творить не системы, менять не формы и методы правления, а менять самого человека изнутри.
- Вас критикуют еще и за то, что вы являетесь священником Украинской православной церкви Московского патриархата. Важна ли для церкви географическая принадлежность?
- Я нахожусь в церкви, у которой самое большое количество приходов в нашей стране и которую поддерживает наибольшее число людей. Я в этой церкви вырос, с этой церкви начал свой духовный путь. Я не собираюсь предавать ее. Для меня нахождение в этой церкви - это возможность находиться в единении со всеми церквями мира. Это самое важное.
Я говорил и буду говорить: у нас в Украине не будет проблем разделенных церквей, если эта тема не будет искусственно подниматься. Люди очень умные, мудрые, они способны найти точки примирения. Но сначала мы должны научиться говорить друг с другом, слышать друг друга, не вешать ярлыков друг на друга.
|
О ДЕТЯХ
- Вы упомянули, что год ваша семья (у отца Александра четверо детей. - Ред.) живет без интернета. Дайте совет тем, кто без телефона или планшета не может высидеть и пару минут.
- Да какой там совет… Я надеюсь, что мои дети меня яростно не ненавидят (улыбается). Просто когда мы начали строить свой дом, у нас не было лишних денег. Вообще, когда есть лишняя копейка, она тратится на какие-то развлечения. У наших детей - наши с женой телефоны шестигодичной давности, в которых нет и намека на интернет. Я понимаю, что в школе они просят у друзей. У меня в юности, например, не было игровой приставки, поэтому я ходил поиграть к друзьям.
Дом - это место для работы и учебы. Это как с нецензурной лексикой. Да, ребенок будет слышать ее, потому что гуляет на улице, ходит в школу, но это будет звучать где-то, не дома. Мне хочется, чтобы дети воспринимали наш дом, наше родовое гнездо как место труда, работы, общения.
- А телевизор дома смотрите?
- Знаете, особо и некогда. Иногда с матушкой фильм можем посмотреть. Дети смотрят мультики.
- Дети чем интересуются?
- У детей график построен так, чтобы они не сильно тревожили матушку, пока меня нет дома. Причем ни одно их увлечение не навязано нами. Они, конечно, пока не могут рассчитать свои силы и берут на себя очень много.
Например, Давид с Аней ходят на фортепиано, сольфеджио, поют в хоре. Давид ходит на футбол и тхэквондо. Недавно им стало мало этого, и они еще записались на бисероплетение. Соломии - 2,5 года, и у нее талант все разбрасывать. Младшей дочери Софии еще и месяца нет.