Сценаристам, которые никак не могут придумать свежий сюжет, следовало бы поучиться у покойного Якова Костюковского, бывшего корреспондента "Комсомольской правды". Два самых известных своих сценария он написал, вдохновившись обычными газетными заметками. В еженедельнике "За рубежом" он прочел о человеке, который пытался провезти из Италии в Швейцарию бриллианты, спрятанные в гипсе, - так родилась "Бриллиантовая рука". А в другой газете он нашел заметку о девушке, которая приехала к тете на Кавказ; местные попытались выкупить барышню за стадо баранов. Так родилась "Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика". Ее премьера состоялась ровно 50 лет назад, 3 апреля 1967 года.
Шурик меняет профессию
Шурик в "Кавказской пленнице..." на самом деле не тот же Шурик, что в "Операции "Ы"...". Все помнят, что в первом фильме он учился в политехническом институте, а во втором почему-то стал фольклористом. И вообще его должен был играть не Александр Демьяненко, а другой актер, Александр Потапов. Он был уже утвержден, но отнесся к проекту крайне легкомысленно.
По его собственным словам, он в тот момент был слишком занят выяснением отношений с молодой женой и отмахивался от телеграмм, которые отправлял ему директор съемочной группы, уже выехавшей в экспедицию.
В конце концов телеграммы просто перестали приходить, и Потапов забыл о "Кавказской пленнице...". Только потом он осознал, что упустил роль в фильме-событии. А Леонид Гайдай вместо него пригласил на роль хорошо знакомого Демьяненко.
От деления фильма на новеллы, как в случае с "Операцией...", Гайдай отказался (изначально история похищения Нины была только первой частью сценария, а во второй части Нина и Шурик ловили в горах снежного человека; потом выяснялось, что за йети выдавали себя все те же Трус, Балбес и Бывалый, прятавшиеся от милиции).
Эквилибристка и бутылка коньяка
На роль Нины пробовались Анастасия Вертинская, Наталья Фатеева, Валентина Малявина, Лариса Голубкина, Наталья Селезнева, Наталья Кустинская… Последняя до самой смерти рассказывала всем, что Гайдай мечтал снимать ее и только ее, а не снял лишь потому, что она предпочла играть у Владимира Мотыля в "Жене, Женечке и "катюше". (Она и там в итоге не снялась.) Костюковский в интервью аккуратно опровергал эту версию, списывая ее на разыгравшуюся фантазию немолодой актрисы.
В конце концов режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич посоветовал Гайдаю попробовать на главную роль 19-летнюю цирковую эквилибристку Наталью Варлей, которая только что дебютировала в кино в его фильме "Формула радуги". Хрупкая темноволосая красавица Варлей, в которой текла французская и валлийская кровь, Гайдаю очень понравилась. Правда, она все-таки на тот момент была непрофессиональной актрисой, и все ее реплики Гайдай решил переозвучить с помощью Надежды Румянцевой ("Девчата") - зато как профессиональная циркачка она сама выполнила все трюки. Юнгвальд-Хилькевич же получил в подарок от Гайдая бутылку коньяка.
"Чешутся медведи, вертится Земля"
Героя Владимира Этуша, как все помнят, зовут товарищ Саахов. Сценаристам было все равно, как его называть - лишь бы фамилия напрямую не ассоциировалась ни с каким кавказским регионом (опасались, что жители той или иной республики могут обидеться). Сначала фамилия негодяя вообще была Ахохов, а Саахова внезапно предложил Гайдай. И лишь много позже выяснилось, что это была тщательно спланированная страшная месть: фамилию Сааков носил секретарь парткома "Мосфильма", который когда-то не пустил режиссера в поездку за границу. Разразился скандал. Положение спасла министр культуры Екатерина Фурцева, которой об инциденте рассказал Юрий Никулин: она позвонила на "Мосфильм" и заявила, что если кто-то собирается менять фамилию персонажа и переозвучивать "Пленницу", то пусть платит за это из своего кармана.
А вот в тексты песен изменения все-таки были внесены. В песне "Если б я был султан" ничего крамольного вроде бы не нашли, но эпизод не понравился руководителю творческого объединения "Луч" Ивану Пырьеву: показалось, что он "останавливает действие". Тогда Гайдай просто сократил песню на один куплет:
Если даст мне жена
каждая по сто,
Итого триста грамм -
это кое-что!
Но когда "на бровях"
прихожу домой,
Мне скандал предстоит
с каждою женой!
Эпизод остался в фильме, но страх перед песнями, которые якобы "тормозят действие", передался Гайдаю: из своего следующего фильма, "Бриллиантовой руки", он именно по этой причине едва не выбросил танец Андрея Миронова на палубе и песню про остров невезения.
В другой песенке из "Пленницы", про медведей, изначально были строчки: "Где-то на белой льдине, там, где всегда мороз, чешут спиной медведи о земную ось…" И соответственно - "Чешутся медведи, вертится Земля". Худсовет смутило грубое слово: зачем звери чешутся, неужели у них блохи? Слово "трутся" показалось более элегантным.
Кстати, Гайдаю эта песня очень не нравилась, он не хотел, чтобы она звучала в фильме. Его не устраивала мелодия (Гайдай был уверен, что такая музыка никогда не уйдет в народ), раздражало, что в фильме, действие которого разворачивается летом и на юге, зачем-то поют про север и мороз. Из-за этого они разругались с композитором Александром Зацепиным: тот собрался уйти с картины, конфликт едва погасили.
Смех Брежнева
Главной проблемой "Пленницы" в итоге оказалось то, что она не понравилась Алексею Романову, председателю Комитета по кинематографии при Совете министров СССР. После просмотра, проходившего в гробовом молчании - смеялись только киномеханики, - Романов заявил: "Этот фильм выйдет на экран только через мой труп". Костюковский не удержался и шепнул соседу: "Тоже вариант". К несчастью, министр кинематографии это услышал и очень серьезно ответил: "А вот это уже политическое хулиганство".
"Кавказскую пленницу..." спасло только то, что Брежнев пожелал в частном порядке посмотреть какую-нибудь новую комедию - и ничего, кроме готовой копии "Пленницы", под рукой не оказалось. Генеральный секретарь пришел в детский восторг (по воспоминаниям Костюковского, особенно ему понравилась фраза "А вот в соседнем ауле жених украл члена партии"), позвонил Романову и поздравил с победой. И тот не смел уже ни слова сказать против фильма Гайдая.
КСТАТИ
Гайдай против трех актеров
Гайдай очень не любил повторяться. И не хотел приглашать в фильм троицу Вицин - Никулин - Моргунов - они ведь уже снимались у него в "Псе Барбосе..." и "Самогонщиках", ну и хватит на этом. Он даже в "Операцию "Ы"..." сначала не хотел вводить этих актеров - Костюковскому и его соавтору Морису Слободскому пришлось долго доказывать, что они будут там к месту. И совсем сложно было уговорить Гайдая показать Никулина, Вицина и Моргунова в "Кавказской пленнице...". В конце концов уговорили - но Гайдай потребовал от Костюковского и Слободского торжественно пообещать, что они вписывают в сценарий троицу в последний раз. Это оказался самый знаменитый ее экранный выход.