В Украинском Культурном Центре в Париже открылась выставка l'effet chrysalide ("Эффект хризалиды"), в которой объединили свое творчество украинские дизайнеры и художницы, работающие в разных направлениях искусства - живопись, фэшн, фотоарт, дизайн, мультимедиа.
Такой полноценный мультимедийный проект, в котором принимают участие только женщины в этом центре состоялся впервые. Это произошло благодаря поддержке Посольства Украины во Франции и при содействии первого секретаря посольства по вопросам культуры Ирэны Карпы. На открытии выставки был аншлаг, как говориться, яблоку было негде упасть. Избалованная искусством парижская публика пришла в восторг от всего увиденного и как рассказала Ирэна Карпа, уже в восемь утра следующего дня в посольстве начал трезвонить телефон, народ жаждал посетить выставку на Авеню де Мессин, 22 (кстати, когда-то этот дом принадлежал Алену Делону, в котором актер жил со звездой экрана Роми Шнайдер) и уточнял детали.
Чем же таким удивили Париж украинские творческие дамы?
- Детонатором проекта стал актуальный гендерный спор: проблема изменения социальных ролей мужчин и женщин, - поясняют идею кураторы проекта Сана Шевченко и Анастасия Белецкая. - Современный мир стандартов и сверхбольших скоростей отменил Женщину. Она как рыцарь, носит на себе стальные доспехи с надписью "НЕ достаточно": "НЕ достаточно стройная", "НЕ достаточно успешная", "НЕ достаточно хороша", "НЕ достаточно любимая", "НЕ достаточно талантливая"... Но однажды она почувствует, что уже достаточно! Женскую сущность и энергию, накопленную тысячелетиями, никто не может отрицать, даже сама женщина. Она уже побыла куколкой... она уже готова... в середине нее есть достаточно всего...
Продемонстрировать результаты высвобождения женской сущности и стало общей целью этого дамского десанта искусниц. И делают они это, презентуя Европе древние украинские женские ремесла и современные художественные и технологические средства.
Инструменты и средства разные. 5 километров ниток понадобилось дизайнеру Елене Шабалтас для создания огромной вязаной инсталляции. Для Дарьи Алешкиной источником вдохновения стала бумага, из которой она сделала гигантские бумажные кружева в старинной украинской технике "вытынанка". Дизайнерские предметы из "зазеркалья" на грани дизайна и арта из дерева и стекла – вдохновили Инну Педан, а удивительный макромир, превратился в маленькие трагедии в произведениях Дарьи Баловой. "Райская" живопись и "Цветы на Марсе" появились в Париже от Ольги Селищевой. "Складки памяти" стали фэшн-объектом в виде уже знаменитой юбки Лизы Волосовской.
Все эти визуальные чудеса, - кружевные сны, плетеные дороги бесконечности, складки памяти, райские мечты, ловушки женской мудрости, подсмотренные женские истории, - будут происходить на выставке "Эффект хризалиды", которая продлится до 28 января. Кстати, диковинное слово “хризалида” от греч. chrysallis произошло от chrysos - "золото": золотистого цвета куколка, из которой рождается бабочка. Судя по восторженным отзывам гостей выставки – бабочка родилась и обсыпала всех золотой пыльцой, а создатели этой талантливой и тонкой выставки продемонстрировав всем, что украинская культура может быть очень и очень европейской, при этом абсолютно своеобразной, неповторимой и прекрасной.