68-летний Александр Злотник - автор музыки более чем тысячи песен, которые исполняли и исполняют известные артисты: Назарий Яремчук, Василь Зинкевич, София Ротару, Оксана Билозир, Иво Бобул, Павло Зибров, Катерина Бужинская, Валерий Леонтьев, Тамара Гвердцители, Вахтанг Кикабидзе и др. Музыка стала его работой, его жизнью…
"Я могу проследить музыканта с малявки до магистра"
- Александр Иосифович, вы уже много лет руководите Киевским институтом музыки. Не жалеете, что пошли в ректоры? Ведь раньше у вас была вольная профессия композитора, а сейчас вы в ответе за все.
- Лет восемь назад ко мне подошли педагоги и попросили, чтобы я возглавил этот институт. Мне как раз исполнилось 60 лет, и я подумал: "Все, юность закончилась, пора и поработать".
Я люблю музыкантов, люблю музыку, я понимал, что могу что-то сделать для самого старого музыкального вуза нашей страны (18 декабря 2018 года он отметит 100-летие). Мне ректором быть легко. Я понимаю то, что я делаю, о чем говорю, это моя профессия. Я - играющий тренер, до сих пор пишу музыку, и много (в неделю - минимум одну-две песни). И мне это в радость.
За время ректорства я открыл заочное отделение и магистратуру. На сегодняшний день в институте учатся около 1200 человек. Мало того, у нас организован полный замкнутый цикл от студии, где занимаются детки с 2,5 лет, через школу и колледж - в институт и магистратуру. Так что я могу проследить музыканта с малявки до магистра.
- Когда вы отдыхаете?
- Я 8 лет ни разу больничного не брал, не могу лежать в постели - для меня это пытка. Я должен что-то делать: писать, ездить… Ну, или рыбачить. Рыбалка - отдушина. Но и на рыбалке я все равно работаю.
- А какую саму большую рыбу поймали?
- Я ловил в разных океанах и реках разную рыбу. Но самый крупный улов - щука весом более 16 кило. Вытаскивали полчаса ее.
"Музыка - это тоже наука, которая развивается"
- Хотелось бы узнать ваше мнение по поводу современной украинской эстрады. Кто вам из артистов нравится? Куда, по-вашему, вообще движется этот жанр?
- Жанр движется вперед. Музыка - это тоже наука, которая развивается. Изобретаются новые электронные инструменты, звуки, ритмы, тембры и т.д. Я слышу много отличных рок-, поп- и других групп. Есть очень много талантливой молодежи.
Меня очень радует, что сегодня в первом эшелоне звезд те, кто в 2003 году солировал в моем мюзикле "Экватор". Я тогда не делал кастинг, а набрал выпускников училища Глиера и эстрадно-циркового, среди них были Света Лобода, Тина Кароль, Вася Бондарчук, Василий Лазарович, а также теперешние Quest Pistols - ребята, которых я нашел на улице, когда они брейк танцевали на Майдане.
- Легко ли нынче поступить к вам на специальность "эстрадная певица"? Умения хорошо петь достаточно, чтобы стать звездой?
- Если говорить о перечне выпускников эстрадного жанра, которые добились успеха, то это Повалий, Билык, Кравчук, Бужинская, Власова, Кароль, Огневич, Бондарчук… Пусть простят меня те, кого я сейчас не вспомнил. И в их время, и сегодня конкурс на эту специальность действительно большой.
И сейчас у нас полно талантливых студентов. Другой вопрос: достаточно ли в этой профессии только вокального таланта? Понимаете, во времена советской власти, если у тебя был талант вокалиста, ты приходил в филармонию, под тебя делали коллектив, шили костюмы, покупали аппаратуру и продумывали гастрольный график. Сейчас это невозможно.
Исполнитель должен сам найти финансирование, спонсоров, продюсеров, который будет вкладывать свои деньги. Сейчас другие методы восхождения эстрадных звезд, и это связано не с талантом, а с большими затратами.
"Каждый раз артист выходит на сцену голым"
- Вам, как ректору, часто взятки приносят, чтобы поступить?
- Иногда предлагают. Но приносят ведь не талантливые, а серость. А я прослушиваю 90 процентов поступающих и знаю, кто сильный, а кто слабый. А кроме того, я езжу на конкурсы и отслеживаю талантливых детей с малого и знаю, кто будет поступать. Они у меня все на заметочке.
Поэтому, когда ко мне родители середнячков с просьбами приходят, я не церемонюсь, напрямую спрашиваю: вы что, хотите сделать из своего ребенка ущербного человека? Хотите, чтобы потом всю жизнь он вас проклинал? Ведь поймите же: сцена жестока! Если образно, то каждый раз артист выходит на нее голым - и никого не может обмануть. Если ты бездарь, то деньгами тут ничего не сделаешь.
- Но ведь петь можно научить и медведя. А чему точно нельзя научить?
- Нужен тембр. Это врожденное, это то, чему никто не научит. Должна быть прямая связь между ушами и связками. А техника - это уже педагогика.
Так же нельзя научить умению импровизации, это тоже врожденное - оно или есть, или нет.
"Дружба дружбой, а политические взгляды у каждого свои"
- Некоторые ваши друзья из России, в частности Иосиф Кобзон, сегодня занесены в черный список. Вы остались друзьями?
- Иосиф Кобзон сделал для меня очень много хорошего, поэтому он как был моим другом, так и остался. Но политические взгляды у меня свои, а у него свои. К тому же он живет в стране, где при таком президенте, может быть, и нельзя по-другому.
- А как относитесь к тем артистам, которые продолжают ездить в Россию гастролировать, зарабатывать деньги, получать награды?
- Для артиста характерно ездить по миру и показывать свое искусство, а не вариться в собственном соку в своей стране. Да, я не езжу, даже по делам, в Москву. Я там не выступаю, не даю концерты, ни с кем не работаю. У меня должна была быть работа по фильму в написании музыки с очень хорошим гонораром, но из-за всех этих событий не состоялось. Я выбрал такую позицию, я гражданин своей страны, и от того, что болит у моей страны, больно и мне.
- В Россию с гастролями ездят многие, но наибольшая травля организована против Ани Лорак и Таисии Повалий. Отчего так?
- Выбрали козлов отпущения. Обе очень талантливые певицы. Украина вообще житница вокалистов. Если посчитать российскую поп-эстраду, более 70 процентов - выходцы из Украины. Нельзя путать искусство и политику. Хоть говорят, что и политика - это большое искусство.
|
КСТАТИ
"Оля Полякова далеко не худшее, что есть у нас на эстраде"
- А вот скажите, как специалист, есть ли голос у Оли Поляковой? Она вот говорит всем, что у нее четыре октавы.
- Мы забыли о том, что существуют три группы людей, которые поют песни.
Первая: чистые вокалисты, у которых вокальная техника очень хорошая, например Лара Фабиан, Ротару, Повалий, Ани Лорак, Тина Кароль…
Вторая - артисты, у которых нет особых вокальных данных, но они точно понимают, что такое песня, и делают из нее маленький спектакль: Марк Бернес, Вахтанг Кикабидзе, Андрей Миронов, Людмила Гурченко, Эдит Пиаф….
Третья - те, которые в себе имеют и то и другое (обладают и вокальными данными, и актерским мастерством): Федор Шаляпин, Барбра Стрейзанд, Лайза Миннелли, Мадонна, Уитни Хьюстон, Шер…
Так вот у Оли Поляковой есть не только вокальные данные, но и харизма, и колоссальная энергетика, и умение раскрыть образ. Может, в ряды Миннелли и Шер ей еще рановато, но это далеко не худшее, что есть у нас на эстраде.
- А что касается ее репертуара? Что скажет ректор музыкального учреждения о песне "Шлепки"?
- Каждый имеет право на свободу выбора. Если Полякову и "Шлепки" выбирает определенное количество слушателей - значит, им это нравится.