7 ноября
Загрузить еще

Александр Меламуд: "Оптимизм - это обязательное условие для моих песен"

Александр Меламуд:
Фото: Александр Меламуд. Фото: amelamud.com

Александр Меламуд - человек неординарный. С одной стороны, это уважаемый бизнесмен с многомиллионными доходами, владелец известных в Киеве торгово-развлекательных центров "Глобус" и Dream Town, фитнес-центра "Аквариум". С другой - он певец, поэт и неугомонный путешественник. Неудивительно, что и интервью с ним получилось непредсказуемым и интересным.

"Использую мат только тогда, когда не использовать его нельзя"

- 23 декабря в Киеве у вас сольный концерт, причем зрителей ждет нечто глобальное: 2-часовая программа, в которой 18 песен и около 100 стихотворений. Какие вы предложите зрителю песни?

- Песни у меня двух типов. Первый - пародии на известные песни, а второй - то, что пишу я. Это просто жизненные, правильные, человеческие песни без бурных страстей. Мои песни нравятся всем тем, кто отдает предпочтение текстам и кто не зациклен на истории с примитивизмом шансона.

Мне иногда говорят, что я пою шансон, так нет же, это другой жанр, которому названия еще не придумали. То, что делаю я, сегодня в Украине не делает никто. Может быть, это близко к бардовской песне, но к ней стереотипное отношение: костер, гитара… А у меня серьезная работа музыкантов, и главное - это текст. Под такие песни нельзя пить пиво с рыбкой. Мой концерт - это фактически поэтический вечер, где исполняются стихи, положенные на музыку. Хотите, назовите это шоу-бизнесом с человеческим лицом.

- Вы сказали: "мои песни не под пиво и рыбку". А под что?

- Под хорошую компанию людей, которые умеют слушать. Это тоже надо уметь - слушать, впитывать слова и понимать красоту текста. 

Недавно песню услышал - и все никак не мог понять, о чем же там речь, ну, типа: в пасмурный день ты светишь солнышком. Пасмурный день? Откуда там солнышко светит? Люди вообще не думают, о чем они пишут и поют. Для них музыка - основное, а слова - фон. 

- Кто пишет аранжировки к вашим песням?

- Наигрывают разные люди, но основной мой аранжировщик - Андрей Кирющенко, он, наверное, один из лучших в нашей стране. Он живет в Днепре, работать с ним чрезвычайно тяжело, потому что он халтуру не пропускает вообще, процесс идет крайне медленно. Он может записать аранжировку, а потом все стереть, если не понравится, но я с ним с удовольствием работаю. Слова трогать не разрешаю, а с музыкой (Александр - композитор и автор слов своих песен. - Ред.) он может поиграться, если захочет. 

- Почему у вас так мало песен о любви?

- Наверное, потому, что я уже староват. Но я написал песню о любви великолепную. Называется "Циничная песня". Она лучше всего отображает мое отношение к такому зловредному явлению, как любовь. Шучу.

- А если серьезно, занятие музыкой и поэзией не отвлекает вас от основной работы?

- Меня основная работа отвлекает от творчества...

- Ваши песни можно услышать на украинских радиостанциях? Они попадают в ротацию?

- Попадают какие-то. Но далеко не все. Я напишу песню, а она оказывается не формат, как говорит мой любимый директор. Мол, ты слово "ни*ера" из текста убери, а то на радио не попадет. А я думаю, не попадет - значит не попадет. Я самодостаточный человек: не хотите мои песни - не ставьте.

- А без "ни*ера" писать песни не получается?

- У меня все песни без ни*ера. Я использую мат только тогда, когда не использовать его нельзя, иначе не будет звучать. Например, пародия на Маяковского:

И будь я хоть негром 

преклонных годов,

Хоть Будде молись, 

хоть Аллаху,

Я русский бы выучил 

только за то,

Что им посылается на...

Или вот еще одно:

Вошел прыщавый, 

огроменный,

Потел, пыхтел, смердел 

конкретно,

Я опознал его мгновенно,

Пи*дец подкрался незаметно.

Что я могу здесь выбросить? Ничего. А так я мат почти не использую. 

- И все-таки для кого вы поете?

- Я знаю, как ответить: я пою для денег.

- То есть вы - коммерческий проект?

- Конечно, коммерческий, надо же как-то на жизнь зарабатывать. Нас сейчас приглашают на корпоратив, 5 тысяч долларов платят. 

Александр Меламуд. Фото: amelamud.com

"Я отношусь к небольшому количеству абсолютно гениальных людей"

- Как думаете, не имея поддержки друзей-знакомых или финансовых ресурсов, как у вас сейчас, вы бы смогли пробиться в шоу-бизнесе?

- Людей просто талантливых - море. Людей очень талантливых немного. Между просто талантливыми людьми, назовем их полугениальными, и гениальными - пропасть. Просто талантливых на нашей эстраде 99%: кто-то попал в струю, или деньги за него заплатили, или еще что-то, но мне все это не нужно, потому что я отношусь к небольшому количеству абсолютно гениальных людей.

- Ну не всем же так везет, как вам.

- Когда человек что-то делает и хочет пролезть, он должен четко понимать - за счет чего он будет пробиваться, за счет какого ресурса, что он может сделать такого, чтобы достичь цели. Ему, конечно, может и просто повезти, но это бывает чрезвычайно редко, в основном все зависит только от него самого: его пробивной силы, желания двигаться и умения работать. 

- В бизнесе такие же правила?

- Бизнес мне уже скучен. Не хочу ничего делать в бизнесе нового. По крайней мере, в этой стране точно ничего не буду делать в ближайшее время.

- Вы разве не патриот?

- Отвечу на этот вопрос стихотворением, которое я написал за много лет до нынешних событий...

Березки, речка, тишина,

Идет по ягоды красавица,

Мне нравится моя страна,

А родина совсем не нравится.

"Меня волнует не что обо мне сказали, а кто сказал"

- У вас есть стихотворения о политиках?

- Это же скучно - тратить свои силы на этих… Я, когда начинаю о них думать, очень злюсь. А злоба совсем не помощник для поэзии. 

- Поэтому ваши песни так оптимистичны?

- Оптимизм - это обязательное условие любой песни. Если ты хочешь передать какую-то информацию, то не надо идти прямым путем. Послушайте, как лучше сказать: "Как трудно жить на этом свете, как я устал, как я устала" или вот строки из моей песни: "Когда Всевышний строил мироздание, он явно сэкономил на отделке". Смысл у этих двух фраз одинаковый. Но то, как я об этом сказал, не давит и не гнетет. Это радует. А если бы я пел: "Бросила жена, ушел со службы, зарплата мизерная, кушать нечего и т.д." - было бы слишком примитивно. 

- Просто не до каждого зрителя ваши пассажи дойдут с ходу. Вас вообще волнует, что думают о вашем творчестве люди?

- Если бы я сказал, что никакой амбициозности во мне нет или что мне все равно, как воспримет мое творчество зритель, это было бы неправдой. Но меня волнует не что сказали, а кто сказал. Например, мне очень интересно мнение моей жены. Она любит поэзию, понимает и чувствует ее. Но по большому счету, я и сам знаю, где хорошо, а где я схалтурил. 

- В каком из украинских городов вам легче общаться с людьми со сцены? 

- Скажем так, легче в Киеве, Харькове и Днепре. В Киеве понятно почему - очень много знакомых. В Харькове это уже не первый концерт, там меня знают. В Днепре было полное единение со зрителем, абсолютно точная реакция зала на шутки именно там, где она должна быть. 

- На концерте звучат песни и стихотворения за какой период?

- Материал накапливался давно, а когда он выплеснулся - не важно.

- До этого не писали?

- Песни не писал. Ну, может, одну какую-то написал, но глобальных не было.

- И стихотворения тоже?

- Здрасьте, вы что!

- Я же вас провоцирую, я хочу, чтобы вы вспомнили стихотворение, написанное в 20 лет. И сказали - вот я тогда был умнее и талантливее. 

- В 20 лет  ничего не писал. Писал в раннем детстве. Любил поиздеваться над учителем литературы и написать сочинение в стихах. Понятное дело, это были не стихотворения, а баллады исходя из того, что там важно было отмечать причинно-следственные связи, почему Наташа Ростова, перепробовав всех, в конце концов вернулась к Пьеру Безухову.

Потом я какое-то время не писал, был, видимо, разрыв между недостатком жизненного опыта и желанием выдать что-то глобальное. Это значит, что у меня накапливался материал в голове. Как менестрель тяжкой женской доли я наконец-то начал выдавать глобальное. И считаю, что большая часть того, что я сейчас делаю - это гениально. Я говорю не про музыку, - про тексты. Моя музыка - это просто талантливо.

КСТАТИ

"Образы придумываю себе сам"

- На сцене вы несколько раз меняете костюмы, видела вас на афишах в костюме Елочки, Лося... Сами придумывали эти образы? Зачем они? 

- Да, сам. А костюмы нужны. Это же все-таки предновогодний концерт, в детстве у нас был утренник, но он для маленьких детей, а для взрослых нужен вечерник. Все в жизни надо делать легко и непринужденно, тогда будет успех. Другое дело, сколько в эту легкость труда надо вложить. 

Я всегда привожу пример, как писал Пушкин. Нам кажется, он был одарен таким талантом, что просто садился и все легко получалось. А посмотрите его черновики, все перечеркнуто, со страницы может лишь одно слово остаться. Тяжелейший труд, а на выходе легкость.

- А вы переписываете свои произведения?

- Меньше, чем Пушкин.