Картина режиссера Тараса Ткаченко "Гнездо горлицы", получившая Гран-при Одесского кинофестиваля, имеет все шансы стать и самым успешным в прокате среди украинских фильмов.
Мы пригласили в редакцию "КП" в Украине" талантливую театральную актрису Римму Зюбину, которая к 45 годам стала еще и кинозвездой.
"Высокое искусство не бывает с хеппи-эндами"
- Римма, как вы стали главной героиней фильма?
- Режиссер Тарас Ткаченко прислал мне сценарий в декабре 2013-го, сказал, что я без всяких проб пригашена на роль. Меня это страшно напугало, потому что такая практика не свойственна кинобизнесу. А приглашение на главную роль - это такая ответственность, такой страх, постоянно думаешь – может, кто-то сделал бы лучше…
Я прочитала роман Василия Мельника еще до съемок фильма. И в декабре 2013-го думала, что никакого кино не будет. Это уже был Майдан. Но в марте 2014-го возобновили переговоры - и в апреле мы поехали снимать в Карпаты. А смонтированную версию фильма впервые увидела на Одесском кинофестивале летом этого года.
- Судя по отзывам зрителей и кинокритиков, эта картина сложная эмоционально. Почти все выходят в слезах. Нужны ли украинцам такие фильмы в столь непростое время?
- Очень нужны. Кино заканчивается надеждой. Даже пьяницу, неудачника Дмитрия (героя Виталия Линецкого) в финале воспринимаешь по-другому - ты прощаешь ему все. А слезы - это прекрасно, это очищение. Высокое искусство не бывает с хеппи-эндами. Хуже, когда актер рыдает, плачет, а от зала нет отклика.
- Вы объездили с фильмом 13 городов в разных регионах страны. Что зрители говорили лично вам после просмотра?
- После показов подходили люди и рассказывали свои истории: у кого-то мама на заработках, кто-то был замужем за иностранцем…
Помню, даже в поезде женщина рассказывала, как она полтора года работала в лесу у сеньора, все это время не видела дочь, внучку и даже не могла с ними связаться. Говорит, было так тяжело, что хотелось прыгнуть в колодец.
В западной Украине интересовались, как публика примет картину на востоке. Но и там много похожих историй.
Кстати, нас приглашают украинские диаспоры за границу. В ближайшее время везем картину в Швецию.
"Во время съемок мы пережили такой ужас"
- "Гнездо Горлицы" было в списке номинантов на "Оскар" от Украины и считалось фаворитом. Расстроились, когда выбрали другую картину?
- Нет. Было номинировано два художественных фильма - "Гнездо горлицы", "Песнь песней" - и документальный фильм "Украинские шерифы", который и едет на "Оскар". Для меня странно то, что номинировали разные жанры. Считаю, что у документальной картины о шерифах больше шансов на победу. Важно, чтобы прозвучала Украина.
Главная победа для меня, что "Гнездо горлицы" все-таки создали и его покажут в кинотеатрах и на ТВ. Ведь вместо трех недель съемки растянулись на три года, мы пережили такой ужас. Гибель главного героя Виталия Линецкого (погиб в июле 2014-го, упав с парапета подземного перехода. – Ред.), смерть автора сценария Василия Мельника, девальвация нашей валюты. А в Италии надо было снимать - пешком туда не дойдешь.
- Пришлось менять сценарий в связи со смертью Виталия Линецкого?
- С Виталием отсняли все эпизоды, кроме финала. Должна была быть осень - свадьба дочери, столы на улице. Во время свадьбы приезжает мой итальянец, начинается конфликт, муж Дмитрий (Линецкий) стреляет, свадьба разбегается. Потом у меня начинаются роды - и он везет меня рожать.
Но когда Виталия не стало, мы поняли, что даже со спины не сможем снять дублера. Все сцены с Линецким остались в фильме, а вот кадры с актрисой Марией Кочур пришлось почти все вырезать. В итоге финал снимали без Виталия весной: цветущий сад, и я в рубашке иду к ребенку, которому года четыре. Остается вопрос - кто же отец малыша?
МИСТИКА
На дачу прилетели горлицы, и приснился Линецкий
- Говорят, что после съемок в вашей жизни без мистики не обошлось.
- Перед премьерой на ОМКФ мне начали сны сниться с Виталием Линецким. Дома на балкон прилетали птицы, на дачу - горлицы. Знаю, что это считается плохой приметой, но я это воспринимала по-другому.
- А Виталий как снился?
- Когда мне кто-то снится из покойных, я только пытаюсь запомнить, зовет он меня или нет. Виталий не звал. Он мне приснился и после похорон, еще и сорока дней не прошло. Говорит: "Принеси мне корзину". Я спрашиваю: "Какую корзину?" Он: "Ты знаешь". Подморгнул - и пропал.
Через некоторое время поехали с мужем отдыхать, были недалеко от мест съемок около Выжницы. Там стояла часовня. Я захотела поставить свечку. В спичечном коробке была только одна спичка. Зажглась. Думала только про Виталия в тот момент. Там стояли засохшие цветы, и вдруг я вспомнила про корзину. Вышла из часовни и нарвала полевых цветов вместо увядшего букета. Так что я свою корзинку Виталику принесла.
О CЕМЬЕ
|
Муж Станислав Моисеев 16 лет был художественным руководителем киевского Молодого театра, где до сих пор служит Римма Зюбина. По словам актрисы, длительная работа с супругом никак не влияла на ее роли.
Как призналась нам актриса, в 2012-м Моисеев стал художественным руководителем Театра им. Франко по просьбе самого Богдана Ступки.
- Я приняла однозначное решение, что не буду ходить за мужем по театрам. У меня есть своя ниша в Молодом, и мне кажется, что в 40 лет уже тяжело менять театры, - комментирует Зюбина.
- Муж - режиссер, вы - актриса. Сын Даниил тоже будет артистом?
- Он учится в Киево-Могилянской академии на правоведа. Сказал так: "Мама, из юриста артистом я стану, наоборот - никогда".