Трилогия "Русские евреи", над которой сейчас работает Леонид Парфенов, заставила автора стать в Украине частым гостем. Съемки проходили в городах и местечках так называемой "черты оседлости", в границах которой в российской империи проживали евреи. И самая высокая плотность еврейского населения, вопреки слову "русские" в названии документальной серии, была на территории нынешних Украины и Беларуси. На прошлой неделе Парфенов снова приехал в Украину, но уже не снимать, а показывать: в трех самых крупных городах "черты оседлости" - Киеве, Одессе и Днепре – Леонид на прошлой неделе представлял первую по хронологии серию своей работы, которая описывает события конца 19-го и начала 20-го веков.
- Хотелось посредством этого фильма понять этот взлет, который начался с конца 19 века, и так ярко продолжился в советское время. Как эта энергия, накопившаяся в общинах и местечках, выплеснулась, и евреи, часто проклинаемые своими родителями и родственниками, уходили, меняя сложившийся веками уклад жизни, - пояснил автор.
|
Третьим по счету городом в маршруте Парфенова стал Днепр, куда Леонид прилетел из Одессы через Стамбул (видимо, так удобнее, чем через Киев – привет украинским авиаперевозчикам). Парфенов кокетливо пожаловался публике на усталость и недостаток сна, но на качестве общения с залом это не отразилось: автор трилогии был энергичен, остроумен и терпелив, отвечая после показа 85-минутного фильма на иногда специфические вопросы днепровской аудитории (с содержанием беседы "КП в Украине" познакомит читателей в ближайшее время).
Киев упоминается в фильме в связи с громкими криминальными событиями начала 20 века – убийством Столыпина в киевской опере и "делом Бейлиса". Одесса, по мнению Парфенова – это просто отдельная еврейская цивилизация, подарившая миру огромное количество талантливых людей и громких имен. А вот Днепру – Екатеринославу в повествовании места не нашлось, что некоторых местных зрителей задело не на шутку. Здешняя община считает свой город практически "еврейской столицей Европы", а фильм свой Парфенов показывал в крупнейшем в мире еврейском центре "Менора", но амбиции днепровских евреев не нашли экранного воплощения.
- Вот если бы картину спонсировал Коломойский, в ней все выглядело бы по-другому! – предположил, стоя в длинной очереди в гардероб по окончании встречи, один из посетителей показа. Однако, финансировали работу Парфенова совсем другие люди, чей "географический" состав служит дополнительной иллюстрацией к канве парфеновского фильма: трое из четырех российских меценатов-миллионеров – выходцы из Украины.
Подавляющему большинству зрителей фильм понравился, но таки были люди, которые новую работу Парфенова раскритиковали (за глаза, разумеется – автору никто претензий не предъявлял). "Исторический комикс, не более", "очень поверхностная работа", "попсово сделано" - осторожно обменивались мнениями скептики на фоне в целом восторженного приема. У Парфенова поинтересовались, когда можно будет увидеть продолжение проекта. Автор пояснил, что вторая часть "еврейской трилогии" (хронологически это следующие 30 лет после октябрьской революции) практически готова и увидит свет в январе-феврале, третья – вероятно, к концу 2017-го. При этом Леонид задумал не одну, а три истории: кроме "Русских евреев", могут появиться "Русские немцы" и "Русские грузины".
- Просто евреи раньше всех перешли от слов к делу. Грузины, при всех своих пламенных обещаниях и интересе, пока не собрали ни лари. А евреи сказали: это же потрясающе интересно, что мы об этом только разговариваем – давайте делать! – рассказал Парфенов. – Поэтому фильм "Русские евреи" делается первым из этих трех.