8 октября Леонид Куравлев отмечает свое 80-летие. Его героев любят миллионы зрителей, а фильмы с его участием давно стали классикой советского кино. Но в последние годы Леонид Вячеславович пропал из поля зрения поклонников. Как сегодня живет любимый артист, нам рассказали его друзья и близкие.
- Куравлев очень любил свою супругу Нину, с которой прожил 54 года. Они воспитали двоих детей - дочь и сына. Преждевременная кончина жены в 2012 году стала для него большой трагедией, - рассказала "КП" актриса Виктория Лазич.
- Мы в теплых отношениях с Куравлевым, хотя сейчас он вообще мало с кем общается, - говорит драматург Аркадий Инин. - Человек он замечательный, но очень закрытый. Это больше с возрастом проявилось. Очень его подкосил уход жены. Пока Нина была жива, она его выводила в свет, они по-семейному приходили на всякие мероприятия. Она была и свет в окне, и опорой, и поддержкой. Хотя при этом дама суровая - строгий завуч в школе. Сразу после ее смерти он вообще замкнулся, даже не приходил на встречи нашей общей "семьи Гайдая", как мы себя называем. А где-то с год назад - видимо, все-таки время лечит - пришел, как-то оттаял душою.
|
"Он совсем не такой, как его герои"
- Как себя чувствует Леонид Вячеславович? Собирается отмечать юбилей? - спросили мы сына артиста Василия Куравлева.
- Физически отец здоров, несмотря на все моральные переживания. Юбилей отметим так, как он захочет. А праздновать публично папа не любит.
- Он сыграл Шуру Балаганова в "Золотом теленке", Жоржа Милославского в комедии "Иван Васильевич меняет профессию", Афоню - и у зрителей сложилось о нем представление как о беззаботном, авантюрном человеке. А на самом деле в жизни он другой?
- Да. Он серьезный человек. Его экранные герои совсем на него не похожи. Вообще по характеру он добрый, веселый, проницательный - способен понять других людей. Только после ухода нашей мамы он немного поменялся, это сказалось на его стиле жизни. Он мало появляется где-то. В любом случае пожилых артистов не так активно снимают и куда-то приглашают. Многие люди в возрасте склонны к депрессивным состояниям, но мы стараемся его поддержать.
- Говорят, отец назвал вас в честь своего друга Василия Шукшина, у которого снялся в фильме "Живет такой парень"?
- Да, это так. Папа всю жизнь был признателен Василию Макаровичу. "Живет такой парень" - один из его любимых фильмов.
- Отец хотел, чтобы вы продолжили династию?
- Нет. Я сам решал свою судьбу (Василий Куравлев окончил Московский автомобильно-дорожный институт (МАДИ) в 2000 году по специальности "экономика дорожного хозяйства", сейчас преподает в университете Дружбы народов. Дочь Куравлева Екатерина стала психотерапевтом. - Ред.).
Быть скромным даже на кладбище
Недавно актер удивил коллег тем, что установил себе и покойной жене надгробие на могилу.
- Он долго советовался с разными скульпторами, - рассказал "Комсомолке" художник Никас Сафронов. - Я писал его портрет, он приезжал ко мне позировать. Попутно мы вели задушевные беседы. И тогда обсуждали вопрос памятника. Он хотел, чтобы я разработал надгробный монумент одновременно его жене и ему в расчете на то, что он будет лежать с ней рядом. Скульпторы Рукавишников, Церетели готовы были сделать памятник фактически бесплатно. И я разрабатывал ему проект, эскизы сделал. Но в последний момент, побывав на могилке жены, он сказал: "Ты знаешь, Никас, я подумал, что как-то нескромно получится: там на кладбище тоже достойные люди - академики, великие полководцы, у которых скромные могилки, а я буду рядом лежать как-то вычурно. Мне неудобно. Я закажу то, что там делают на месте". И заказал на кладбище очень скромный памятник.
Конечно, это смотрелось странно, что при жизни человек заказывает себе надгробный монумент. Но он очень щепетильно к этому вопросу отнесся. Хотел знать, что будет потом.
Ранее я написал его портрет в виде Хомы Брута из кинофильма "Вий", в котором он сыграл. Моя работа ему понравилась. Тогда его жена Нина еще была жива, она доброжелательно ко мне относилась. А для него было очень важно, кого она выделяла, ценила. Для него ее мнение было как лакмусовая бумажка.
Он человек очень сомневающийся. Говорил мне: "Я не великий актер, я скромный". А потом настроение поменяется, и говорит: "Я все-таки внес какую-то лепту". У него мало людей, с кем он общается, - он очень закрытый. Мало кто способен понять тонкости его сложной души. Просто он сосредоточен на своих недочетах и винит себя за какие-то ошибки в жизни.
Он много общается с дочерью. Часто ездит на могилу жены. У него дома огромная библиотека, свой мир. Получает скромную пенсию. Не рвется куда-то поехать и заработать, как многие актеры, хотя у него есть предложения.
- Он потерял интерес к жизни после смерти жены?
- Было такое. Он говорил мне: не хочу жить без Нины - жизнь без нее пустая, бессмысленная...
- Не припомню такого, чтобы актер или актриса ставили памятник себе на могилу при жизни, - высказал свое мнение "КП" режиссер Александр Павловский, у которого снимался Куравлев. - Но, с другой стороны, Леонид отличается основательностью, возможно, ему хотелось позаботиться о последнем пристанище заранее, не напрягать такими вопросами детей. Чтобы деньги на памятник потом не собирали всем миром. Для верующего человека, думаю, это нормально - он мысленно соединился с женой и ждет с ней встречи.
|
Интим по-советски
Со своей избранницей Ниной Куравлев познакомился еще в школе - шестнадцатилетним на катке обратил внимание на семиклассницу. Влюбился. Женился в 1960 году, в 24 года. Жена Куравлева была учителем иностранного языка.
- Он никогда не слыл дамским угодником. На женщин обращал внимание, но не более, - вспоминает драматург Александр Бородянский (вместе с Георгием Данелия он придумал слесаря Афоню в одноименном фильме. - Ред.). - Снимался в "Афоне" с Женей Симоновой. Ему 37 лет, а ей - 19. Секс там по-советски изображался, но под одеялом-то они лежали оба. Так он в тренировочных штанах лежал с ней под одеялом, потому что стеснялся. Другой бы обрадовался - рядом с молоденькой девчонкой в трусах полежать. А ему было неловко. Это соответствовало его характеру - он деликатный.
Сыграл эсэсовца, когда надоели простаки
- В конце 60-х Татьяна Лиознова предложила Куравлеву роль эсэсовца Айсмана в "Семнадцати мгновениях весны", - рассказывает писатель Федор Раззаков. - Сначала режиссер пробовала Куравлева на роль... Гитлера, но из этой затеи ничего не вышло. И тогда возник Айсман. Актер понимал, что эта роль не совсем подходит его экранному имиджу, но желание разрушить представление о себе как об актере, способном играть только простых парней, было сильнее. Именно поэтому он отказывался от ролей, которые предлагал ему Шукшин. И от главной роли в фильме "Печки-лавочки" (1972).
На счету у Куравлева 140 ролей в кино. Актер признавался: "Я снимаюсь неприлично много, и при этом у меня ничтожно мало удач… Про меня всегда думали, что я из провинции (артист родился в Москве. - Ред.). Как-то Владимир Меньшов спрашивает: "У тебя есть машина?" Я говорю: уже лет десять. А он: "Странно. Куравлев и машина?!" Таким я не умещаюсь в сознании людей. Я вроде бы этакий Иванушка-дурачок. И это идет от ролей - от Паши Колокольникова, Шуры Балаганова. Но мне близок такой взгляд на меня".
ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ
Спас панночку Варлей
|
ИЗ ПЕРВЫХ УСТ
Отказался от роли в "Печках-лавочках" в пользу Шукшина
Куравлев вспоминал: "Шукшин знал, что я много снимаюсь, и, чтобы связать меня обещанием по рукам и ногам, привел в кабинет к тогдашнему директору студии с такими словами:
- Вот мой Иван. Только скажите ему как высшее должностное лицо на студии Горького, чтобы он себя нигде не занимал.
- Да, конечно, - ответил я. - Но...
Не смог я тогда сказать откровенно, что не буду играть. Ситуация у меня тогда сложилась довольно обычная для многих актеров, проработавших в кинематографе уже не один год: мне надоело выступать в тех ролях, в которых меня занимали, - по существу, то был все тот же простак. От своих простаков я как раз хотел бежать, да и предложения в тот момент были подходящие: "Семнадцать мгновений весны", "Робинзон Крузо". Но и Василия Макаровича я не мог обидеть - это он ведь меня породил: с Пашки Колокольникова (в фильме "Живет такой парень". - Ред.) я начался как актер.
Прошел день, второй, третий. Мне звонят ассистенты, я чего-то придумываю, но становится ясно: сниматься Куравлев не хочет...
Иду я однажды по длинному коридору студии имени М. Горького и вдруг вижу: навстречу движется Шукшин. Бежать некуда да и глупо бежать, взрослый же я человек. А он глаза сузил и говорит:
- Что ж ты мне под самый-то дых дал?!
И вдруг такая штука... Ну спасал я себя, конечно, но все получилось как-то инстинктивно. Я сказал:
- Вась, ну кто лучше тебя сыграет? Я-то лучше не сыграю! Ты написал, ты знаешь...
Бывает, что самая простая, для всех очевидная мысль тебе самому иногда и в голову не приходит, другие видят, а ты - нет. Так и в тот раз: я почувствовал, что этого Шукшину не то что никто не говорил - он и сам не думал.
- Да? - спросил он, словно не веря.
- Ну конечно! Играй сам!
Вот так получилось, что Ивана в "Печках-лавочках" сыграл не я..."
САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ РОЛИ