"Бен-Гур: история Христа" - роман, написанный бывшим генералом Лью Уоллесом в 1880 году, - на протяжении полувека был главным бестселлером в США. Герой книги - Иуда Бен-Гур, богатый и знатный иудей, который в одночасье теряет все и становится рабом на галерах.
Проведя там несколько лет, он чудом вновь обретает свободу и решает отомстить Мессале - лучшему другу детства, со временем ставшему худшим врагом (в нем Иуда видит одну из причин своих бед). Как явствует из заглавия, один из главных героев в книге - Иисус Христос; став свидетелем его распятия, Бен-Гур меняет отношение к жизни, смерти и мести.
Как бы ни был известен роман, экранизация его еще известнее. Фильм Уильяма Уайлера "Бен-Гур", вышедший в 1959-м, на момент съемок был самой дорогой картиной в истории кино. Но вложения окупились: он собрал в прокате огромные деньги, получил рекордные 11 "Оскаров" и считается непререкаемой классикой.
Поначалу казалось безумием снимать нового "Бен-Гура", но три года назад Тимур Бекмамбетов, автор "Ночного Дозора" и "Дневного Дозора", подписался на проект. И сейчас, увы, выясняется, что это все-таки было безумие и ничего больше. В отличие от фильма Уайлера новый "Бен-Гур" - более энергичный, рассчитанный на современную аудиторию, со звездой сериала "Подпольная империя" Джеком Хьюстоном в главной роли - с грохотом провалился в американском прокате: при бюджете в 100 миллионов он не собрал в США и 30. Мы говорили с Тимуром Бекмамбетовым до мировой премьеры. Тогда он еще не знал, что "Бен-Гур" провалится, и был полон оптимизма по поводу его прокатной судьбы.
|
"В АМЕРИКЕ НИКТО НЕ ЧИТАЕТ "БЕН-ГУРА"
- Как вы пришли к идее "Бен-Гура"? Вы давно знакомы с романом Лью Уоллеса?
- Дело в том, что в Америке никто его не читает. Первые 200 страниц в нем - про то, как родился Иисус Христос, как пришли три волхва с дарами и так далее. Только потом начинается мелодрама, которую с удовольствием читали бы все - но первые 200 страниц преодолеть никто не может. Впрочем, прапраправнучка автора сделала адаптацию для современного читателя. Вот это очень хороший роман...
А я пришел к "Бен-Гуру" через сценарий, написанный Джоном Ридли, лауреатом "Оскара" за "12 лет рабства". И та адаптация "Бен-Гура", которую сделал он, очень сильно отличается и по форме, и по тональности от всех предыдущих экранизаций. Это современная, социальная, очень острая трагедия.
- В разговоре с другим журналистом вы процитировали фразу Чехова "каждый человек должен по капле выдавливать из себя раба", но не развили эту мысль. У вас это получается - по капле? Вы производите впечатление очень свободного человека...
- Нет, нет, все рабы... Это же не вопрос рабства в прямом смысле - когда у тебя нет паспорта и ты на кого-то работаешь. Можно быть порабощенным гневом, жаждой мести, быть possessed... как это называется...
- Одержимым.
- Да, одержимым и порабощенным любой страстью. Я думаю, Чехов это имел в виду.
- Вы сняли фильм про Иисуса. Вы религиозный человек?
- Я не могу сказать, что я дисциплинированный религиозный человек, отправляющий обряды и так далее. Для меня это вопрос собственных внутренних переживаний, не связанных с институтом церкви. И, во-вторых, вопрос поступков - судить человека надо по делам его. Вообще само слово "религиозный" мне не очень понятно...
- У вас ключевая сцена - гонка на колесницах. Вы ее снимали 45 дней!
- Нет! Не так. Это важная и сложная сцена, но для меня не ключевая, а ключевая в фильме позже. То, что мне по-настоящему интересно, происходит в самом конце.
|
"В ЖАННЕ ФРИСКЕ БЫЛО СОЧЕТАНИЕ УМА И СЕРДЕЧНОЙ ТЕПЛОТЫ"
- После "Дневного Дозора" прошло 10 лет. Не хочется наконец сделать продолжение?
- Да, пора, пора уже! И мне хочется его делать с теми же актерами.
- Но у Антона Городецкого все вроде бы кончилось: он написал на стене слово "НЕТ" и теперь снова живет спокойной обывательской жизнью.
- Во-первых, у него остался сын, а во-вторых, он все равно Иной, только забыл об этом! И активировать его можно в любой момент. Да и Костя Хабенский в замечательной форме...
- Я вспомню еще Жанну Фриске, которая у вас сыграла свою единственную крупную и запомнившуюся роль. Как вам кажется, у нее был потенциал настоящей большой актрисы?
- Да. Иначе я бы ее не снимал. Я искал актрису, которая по энергетике могла бы удерживать большую аудиторию. Она на концертах именно это и делала. В ней было сочетание невероятного обаяния, ума и сердечной теплоты. Она могла соблазнять и держать зал хоть на корпоративе, хоть на стадионе, и в фильме происходило все то же самое. Я думаю, она была очень хорошей актрисой.