22 декабря
Загрузить еще

Тимур Бекмамбетов: "В Голливуде тоже много ерунды"

Тимур Бекмамбетов:
Фото: У Бекмамбетова, Урганта и Светлакова (слева направо) полное взаимопонимание - все ребята юморные! Фото: Александр ГЛУЗ

Лето - горячая пора не только из-за погоды. Много работы, в том числе у кинематографистов. Вот и Тимур Бекмамбетов снимает в Москве и Питере новые "Елки", которые выйдут на экраны перед Новым годом. Герои новой серии неизменны - это Женя (Сергей Светлаков) и Борис (Иван Ургант). После репортажа со съемок "КП" расспросила режиссера о работе и о жизни.

"ВМЕСТО ЕЛОК - СОСНЫ"

- Вы позволяете Урганту и Светлакову много импровизировать, ни разу не прервали и не сказали: "А в сценарии - не так!" Это ваш режиссерский метод - свобода?

- Это нормальный процесс для такого проекта и такого состава актеров. Ургант и Светлаков настолько фантастические импровизаторы, что был бы грех не воспользоваться их талантом. Их шутка рождается перед камерой, она гораздо смешнее и эффективнее заученной, придуманной в сценарии.

- Как-то вы сказали: "Мне нравится пугать людей..." Почему?

- Мне нравится смешить людей, мне нравится пугать людей. Мне нравится заставлять людей проявлять эмоции.

- В вашем доме принято было ставить елку и класть под нее подарки?

- Новый год у нас был одним из главных семейных праздников. Но там, где мы жили, елки не росли (Тимур Бекмамбетов родился в Казахстане. - Ред.). Их везли грузовые поезда с севера, из России. И не елки даже, а сосны, потому что ели в дальней дороге осыпались бы. Но традиция украшать елку, делать гирлянды, шить карнавальные костюмы, класть под подушку подарки от Деда Мороза, устраивать новогодние утренники и фотографироваться была непоколебима.

- А вот день рождения вы, похоже, совсем не чтите, даже если это юбилей. (Во время съемок режиссеру исполнилось 55 лет. - Ред.)

- Это свойственно каждому, кто с возрастом понимает, что радоваться, в общем-то, нечему.

- Когда вас пригласили поработать в Голливуде, были сильно удивлены?

- Очень сильно. Никогда такой мечты у меня не было. Хотя, конечно, я был обрадован. В Америке мне легче, потому что меня там меньше знают. Насчет спе­цифики работы в Голливуде  - там делается очень много и ерунды, и конфеток, просто до нас доходят в основном конфетки. В американской киносистеме есть долгосрочные планы, традиции, каноны. И у них на порядок больше средств. Это отражает отношение общества, власти к киноискусству. Впрочем, вот "Елки" - феномен, которого в голливудской практике нет.

- Вы живете на две страны, а на каком языке думаете и видите сны, когда проводите время в Америке?

- Я думаю на языке людей, с которыми разговариваю, но поскольку даже в Голливуде очень много общаюсь с русскоязычными людьми, а благодаря скайпу есть возможность и ночью разговаривать с Москвой - какие ж тут сны?

"ЧЕРНУЮ КОШКУ ОБОЙДУ"

- В каком районе Голливуда вы живете? Не беспокоят ли мексиканские банды, перестрелки? Можете ли вы прогуляться по городу спокойно?

- Я живу в исторической части Голливуда, в которой жили первые кинематографисты в начале прошлого века, чаплины всякие. Банды туда не заглядывают. А что касается прогулок по городу - там никто не прогуливается, а в основном разъезжают на машинах.

- Есть ли у вас талисман?

- У меня есть часы, которые мне подарили, и я их ношу. Хотя никогда прежде часов не носил. Не знаю, талисман ли это.

- А в приметы верите?

- Я никогда не рассчитываю, что именно тот путь, которым я иду, приведет к цели. Но уверен, если я буду идти вперед, пусть даже неизведанными маршрутами - обязательно дойду до цели. Как работают приметы, я не знаю, но те, что знаю, стараюсь соблюдать. Хотя знаю их немного. Если попадется на пути черная кошка, обойду.

- Помните ли вы самый первый фильм, какой увидели в детстве? Или тот, который произвел на вас такое сильное впечатление, что вы сказали себе: "Я буду режиссером и никем больше". Или решение стать режиссером пришло иным путем?

- В моей жизни были два незабываемых фильма. Первый - "Гусарская баллада", помню даже мультфильм, который был перед ним. Мне было около трех лет, бабушка с дедушкой жили рядом с кинотеатром, и повели меня на комедию Рязанова. А потом, уже много-много лет спустя, когда я учился в Московском энергетическом институте, я увидел "Диллинджер мертв", после которого понял, что не буду заниматься электричеством, а буду снимать кино.