13 ноября
Загрузить еще

Руководитель ансамбля народных инструментов Гуцал: "На бандуре и цимбалах можно играть рок"

Руководитель ансамбля народных инструментов Гуцал:
Фото: Виктор Гуцал и солист НАОНИ Андрей Войчук считают, что их оркестр уникален. Фото: Оскар Янсонс

Вы когда-нибудь слышали  легендарный хит Smoke On The Water на цимбалах, а "квиновский" The Show Must Go On на баянах и бандурах? Если не слышали, то зря. В последнее время на концерты НАОНИ билетов не достать. Потому что драйв на их выступлениях такой, как на рок-концертах. А все потому, что сегодня в репертуаре оркестра не только украинская классика, но и хиты The Beatles и Michael Jackson, Adel и Guns N’Roses, Sting и Pink Floyd.

Их необычное исполнение привлекает в Украине все больше и больше публики. Вот мы и решили расспросить, откуда  появился такой блестящий проект.

- Насколько, по-вашему, интересны современной молодежи народные инструменты? Они ведь сидят в интернете и слушают электронную музыку. Какие приманки есть в вашем арсенале для новых зрителей?

Виктор Гуцал (ВГ): - Если мы играем современную музыку на народных инструментах, то она звучит лучше, чем могла бы звучать в электронном виде. Живая музыка и то оригинальное звучание, которое есть у нашего оркестра, всегда лучше, чем электронная.

- Как давно вы начали исполнять каверы на мировые хиты и откуда взялась такая идея?

Андрей Войчук (АВ): - Это в своем роде необходимость, требование современности. Молодежь ведь не часто ходит на классические концерты, а играя каверы, мы привлекаем их внимание к нашим народным инструментам и к украинской культуре. Ведь в концертах мы объединяем современные мировые хиты и номера украинской музыки - вплетаем ее вычурно, экзотически.

ВГ: - Сейчас это модно. А НАОНИ должен быть на гребне современных требований. Мы с радостью сделали эти аранжировки и не прогадали: к нам ходят на концерты и очень любят нас в ютубе. Люди идут слушать то, что они понимают и знают. Мы им предлагаем знакомые вещи, но в оригинальном звучании, и они с удивлением открывают для себя, что можно на бандуре, цимбалах, кобзе и на других наших инструментах играть рок.

- По какому принципу вы отбираете хиты? У вас достаточно разнообразный репертуар: и Стинг, и Guns N’Roses, и Адель… Даже основная тема из "Джеймса Бонда" есть, кстати, Бонд на глиняной свистульке и на дрымбе - это круто!

ВГ: - Мы отбираем самое популярное, известное, модное, то, что узнается с первого аккорда.

АВ: - У нас своеобразная "лаборатория", мы сначала делаем оркестровку и пробуем, как произведение звучит. Если не звучит -  переделываем, но в любом случае это будет наш оригинальный продукт. Если просто взять произведение и с ноты до ноты перевести - это не будет иметь нужного эффекта. Всегда идет работа, сначала в голове, потом на бумаге, а уже затем - на репетиции. После концерта анализируется, берутся во внимание детали, дорабатывается и делается продукт.

- С программой мировых каверов вас приглашали за границу?

ВГ: - За границей мы с этой программой еще не были. Хотя с другой музыкой выступали в Польше, Австрии, Корее, Вьетнаме, Туркменистане - везде воспринимают очень здорово, потому что наша музыка необычная, имеет внутренний стержень. А насчет программы каверов, то даже и не знаем, как нас воспримут в Европе, но, уверен, такого оригинального звучания там еще не слышали. Однажды я слышал хит Deep Purple в исполнении японских народных инструментов, для меня это было интересно. Поэтому, я думаю, мир нас примет на ура!

АВ: - А еще потому, что мы - уникальный оркестр народных инструментов Украины. У нас около 60 наименований народных инструментов. Вот взять сопилку - у нас в оркестре ее семь разновидностей. Все разные по размеру, тембру, звучанию, разные функции мелодические и технические выполняют.

- Виктор Емельянович, вы руководите оркестром больше 30 лет, однако в вашей биографии была история, когда вас насильно заставили оставить оркестр народных инструментов.

- Это уже политическая история. Вы же знаете, что я автор "Запорожского марша", хотя никогда это не выпячивал, потому что тогда нельзя было. Меня и так вызывали в органы, и в конце концов случилось так, что я в 1979 году вынужден был оставить оркестр. А все потому, что "Запорожский марш" звучал в Москве на одном их съездов комсомола, и Михаил Суслов (идеолог советской компартии. - Прим. авт.) приказал его запретить. Дошло до того, что размагнитили все записи на радио, где марш звучал. В 1984 году я записал его по-новому. Зачистили. Тогда было строго. Но в 1984 году я вернулся в оркестр как художественный руководитель и работаю в нем до сих пор. 

ВОПРОС РЕБРОМ

- Во времена какого президента Нацоркестру лучше всего жилось?

ВГ: - Вопрос на засыпку. Мы - известный коллектив, у всех на виду. Безусловно, президенты ходят и слушают нас, потому что им же тоже интересно.

Давайте конкретно пересчитаем - Кравчук ходил, вот недавно мы для него с удовольствием играли. Он пригласил нас, сел за цимбалы, мы его сфотографировали. Ющенко был. Кучма вообще здание отреставрировал. Сегодняшний день требует большего внимания к искусству, особенно к традиционному украинскому. Потому что мы - та культура, которую нужно беречь. Без нее мы, украинцы, будем никем. И это нужно понять сегодняшним людям при власти, что все упирается в истоки. И без этого никто нас не признает. И когда мы играем на народных инструментах суперсовременные хиты, то мы тем самым прокладываем мост между корнями и современностью.

Новости по теме: Симфонический оркестр