"Мой отец был до слез был рад, что не пустил меня в шахту"
- Что в детстве повлияло на ваше становление как музыканта. Кто помог освоить бас-гитару?
- Я не знаю, как это объяснить. Тяга к музыке у меня была с детства, это проявлялось в детском желанием играть на гитаре, но все это переросли, а у меня это осталось. Была тогда возможность заниматься в музыкальной школе, чего дети как правило не любят, но я себя заставлял, мне хотелось заниматься в принципе музыкой. Я понимал, что школа нудная, но нужно ходить потому что там чему-то учат. Я занимался на гобое и закончил музучилище и консерваторию как гобоист. А бас-гитара было моим хобби. Был Дворец пионеров и детский ВИА, там я подружился с бас-гитарой. Правда сначала я хотел играть на гитаре, но места не было, дали в руки бас-гитару и с тех пор я с ней не расстаюсь. Тогда, в советское время, обучения на этом инструменте как такового не было, я искал какие-то записи, методы обучения, учился сам. Сейчас информации много, учусь по сегодняшний день, учу студентов.
- Сложно было самостоятельно освоить бас-гитару?
- А что там осваивать? Там же четыре струны. Сегодня уже есть 5, 6, 7, 12 струн. Если ты играешь на определенном инструменте, он со временем формирует твой характер, отношение к жизни. Бас-гитара - это базовый инструмент, глубокий. Я думаю, что басисты, на протяжении жизни становятся надежными правильными парнями, стержнем, одним словом. Бас в музыке - один из основных стержней.
- Бывали периоды, когда хотелось забросить музыку?
- Никогда. Поймите, музыкант - это не профессия, это способ жизни. Если ты этой болезнью заболел, это навсегда. Не то, что ты занимаешься на инструменте, чтобы заработать, это потребность, как поесть. Это удовольствие, а когда ты его получил, ты без него уже не можешь.
- Музыкант – профессия нестабильная, то деньги есть, то нет? Как выкручивались в темные времена?
- В 90-е ездил в Польшу, машину грузили какими-то железками, но, все равно, я ехал туда как музыкант, а по ходу подрабатывал. Но, те времена прошли. На сегодняшний день делать что-то другое я не умею. Если говорить про профессию музыканта в 80-е, 90-е и 2000-е это совсем другой статус и другие возможности. Когда мне было 20-25 я учился в консерватории, потом перевелся на заочное и работал в ресторане. В то время мой отец работал в шахте, они били туннели, это большая смертность, но и большие заработки. В те времена мой отец зарабатывал 500 рублей, я зарабатывал 1000 рублей. И отец был до слез был рад, что не пустил меня в шахту. Он в сове время тоже мечтал быть музыкантом, но был сиротой и не мог себе этого позволить. Сейчас все по-другому.
- У вас двое детей, чем они занимаются, пошли по вашим стопам?
- Нет. В детстве они занимались музыкой, но такого рвения, как у меня, я у них не видел и не видел смысла заставлять их. Дочка - психолог, сын учится на врача.
"Бас-гитара - это остов елочки, к которому иголки прикрепляются"
- Говорят, что музыканты как-то по-своему называют свои гитары, дают имена? Вы даете?
- Нет.
- Например, для этой, которую вы принесли?
- Девочка.:) У меня было когда-то много бас-гитар, бывали моменты, что и до десяти, наверное. Но это болезнь молодости каждого гитариста и это проходит. Одно дело, когда ты коллекционер, но когда ты просто музыкант, то со временем твой круг гитар, как и женщин, уменьшается. Остаются самые проверенные, самые близкие и дорогие. Чем больше ты на одном инструменте играешь, тем больше он для тебя звучит, больше тебе отвечает. У меня на сегодняшний день четыре инструмента, но они все очень разные, все имеют индивидуальные голоса.
- А гитары дорогие?
- Дорогие. Ну смотря для кого как. 2 тысячи долларов – это дорого? У меня мастеровые инструменты. В Киеве есть шикарный мастер – Стас Покатило, который сделал мне много инструментов, но на сегодняшний день я два из них оставил, также во Львове хороший мастер Олег Лобано, который мне недавно сделал один инструмент. И еще один акустический бас японского производства у меня тоже есть.
|
- А вы, когда начинали играть на бас-гитаре, мечтали о какой-то особенной?
- Конечно, я про Fender мечтал. И первой моей гитарой был инструмент черкасского мастер, который делал бас-гитары по форме Fender, ну т.е. его копию. Их у нас называли самопалами. Мне было не важно, как он там звучит, я видел форму, видел, что он белого цвета и у меня просто глаза расширялись, как у мыши на сыр. Это была моя мечта и первый бас мне купил папа, а после. Гораздо позже я уже себе купил фирменный Fender.
- Т.е. отец вас поддерживал в том, что вы в результате забросили гобой и стали бас-гитаристом?
- Да, папа очень мне помог в жизни и верил в мой выбор. Да. с гобоем у меня были очень хорошие перспективы, потому что я очень много занимался и в училище, и в консе, я был очень упорным. Но, рядом был бас и я понимал, что хочу играть на нем, да и возможности были зарабатывать. Я честно консерваторию закончил, сдал выпускной экзамен и после, на банкете, убеждал главу комиссии, что бас-гитара круче.
- После консерватории вы гобой куда дели?
- Сдал гобой на склад и 20-25 лет не брал его в руки. А вот недавно купил, - захотелось поиграть, ностальгия пробила. Я даже сыграл пару звуков в двух своих проектах, но это так, на аматорском уровне все-таки. Чтобы восстановиться нужно много времени и здоровья потратить сейчас.
- А может это потому, что бас-гитаристов девушки любят больше, чем гобоистов.
- Я вам больше скажу, у меня студентки в основном почему-то девушки, парней меньше и одна из них играет у Джамалы, вторая играла у Пономарева, сейчас по контракту поехала в Индию, и третья тоже ездит по контракту. Бас-гитара – это стержень, это очень правильный инструмент. Заберите бас-гитару из любого состава, будь это трио или квартет, или оркестр, ничего не будет, это остов той елочки, к которой иголки прикрепляются. А к иголкам потом уже игрушки крепятся.