Вчера ночью, уткнувшись носом в голубой экран, Украина смотрела трансляцию второго полуфинала "Евровидения", в котором выступала наша Джамала.
|
Никогда еще мы так за результат не переживали. И непонятно почему: потому ли, что в прошлом году не участвовали, то ли потому что за последние несколько лет мы стали совсем иначе относиться к своей стране и ее месту в мире. Тоньше, бережнее. И вот эта наша тонкокожесть и чувствительность и породила номер Джамалы, который словно стрела пронзил ткань такого благополучного Евровидения со всеми его песенками о любви и айсбергах.
Пронзительная до предела песня "1944" словно хлыст рассекла воздух перед носами буржуев, вальяжно развалившихся в партере на местах по 700 евро за штуку. И в этой композиции было все: и любовь, и трагедия, и искусство.
Крымская татарка Сусанна Джамаладинова в Стокгольме доказала, что ее не зря много лет учили музыке в самых лучших учебных заведениях. Не зря киевская консерватория выдала ей красный диплом как вокалистке. На сцене Арены Эриксон Глоб выступала настоящая вокальная дива, чей мощный разноплановый вокал и образ сплелись в магическую ворожбу. Это было высокое искусство. Джа, спасибо тебе!
Другое дело, что это высокое искусство смотрелось очень уж по "беловороньи" в компании артистов, чье место в доме культуры села Великі Кошарища. Из года в год отслеживая Евровидение, я все никак не возьму в толк, почему одни страны из кожи вон лезут стараются выбрать хорошего профессионального артиста, чтобы не стыдно было перед Европой, а другие, как, например, в этом году Ирландия или Дания, вытягивают из какого-то подвала серых пацанят, и вот уже они представляют страну, имея о пении и сцене представление самое отдаленное. Или та же Македония, которая на сцене так хрипела, что тут уже впору было тащить кислородную подушку…
Впрочем, нам это на руку, поскольку искусство, как известно, пробивает себе дорогу независимо от географического первоисточника. И вот уже критики и журналисты из разных стран начинают Джамалу нахваливать.
BBC Eurovision в шоке от ее голоса и силы эмоций, французский комментатор плачет во время номера Джамалы, а российский музыкальный критик Артур Гаспарян, который вообще никогда никого не хвалит, заявляет, что у Джамалы единственный по-честному хороший вокальный номер на всем Евровидении-2016.
Да, это действительно было безупречно, все в точку и ничего лишнего. Чего, правда, не скажешь про украинского комментатора Тимура Мирошниченко, который в самый пик эмоций после выступления Украины вдруг ни с того, ни с сего брякнул, что у него "волоси стали дибки у всіх місцях". Хороший же, воспитанный мальчик - и вдруг такой "упсс".
Впрочем, его начальник гендиректор Национальной телекомпании Украины Зураб Аласания брякнул еще похлеще. До финала Евровидения двое суток, а он уже расписывает позиции: "Если Россия выиграет, то Украина туда не поедет".
Зураб Григорьевич, Россия, блин, еще не выиграла. Кто вас за язык тянет? Зато теперь в общем приятном послевкусии после выступления Украины ни к чему не пришитая позиция Аласании, как хороший такой бочоночек дегтя, из-за чего судачат по всему интернету: "Украина поставила жесткий ультиматум: в Россию на "Евровидение - 2017" не поедем".
Ну, почему мы не можем просто радоваться своим успехам сегодня, здесь и сейчас? Но не хочется про наших чиновников. А хочется добавить, что, наверное, очень хорошо, что в 2011 году Джамала не поехала на Евровидение с песней Smile, уступив такое желанное ею право Мике Ньютон. Не потому что песенка Smile милая и незатейливая, а потому что ничего особенного с ней на Евровидении бы не вышло. Джамала тогда очень обиделась на жюри нацотбора, не понимая в тот момент, что все в этом мире – Божий промысел.
Став на шесть лет старше, переживая вместе со всем крымско-татарским народом трагедию, которая, словно дежавю, повторяется в ХХI веке, Сусанна Джамаладинова оказалась в нужное время в нужном месте, благодаря чему весь мир услышит не попсовую песенку, а важный мессидж, ради передачи которого, возможно, эта певица и родилась.