По завершении всеукраинского тура Rock Symphony к нам в редакцию пришел Николай Лысенко, носящий не только имя и фамилию, но даже и отчество своего великого прадеда-композитора.
"Его творчество - дело всей моей жизни!" - признается худрук Государственного академического эстрадно-симфонического оркестра. И намекает, что в ближайшем будущем вместе с известным в Европе аранжировщиком Дмитрием Коноваловым сделает очень необычный проект: "Только представьте себе: рок-группа, большой симфонический оркестр и современная обработка музыки Николая Лысенко! У прадеда множество произведений с классными запоминающимися темами, которые мы хотим переложить на язык rock-symphony".
"Нужно включать шестое чувство!"
- Nirvana, Led Zeppelin, Muse, The Beatles, Metallica… И это еще не полный список рок-групп, чьи хиты искусно исполняет симфонический оркестр под вашим руководством. Наверняка во время подготовки шоу Rock Symphony непросто было перенастроить академический оркестр "на новый лад"?
- Большинство оркестров и хоров носят приставку "академический" не случайно. С точки зрения рейтинга коллектива это отменно! Но когда, например, семидесяти хористам капеллы "Думка", которые потрясающе поют девятую симфонию Бетховена и реквием Моцарта, ставят задачу спеть Show Must Go On - академичность становится преградой.
Та же проблема и с музыкантами оркестра возникла. Они потрясающе четко кладут смычки на струны, красиво перебирают пальцами, но это все не то. Тут нужно включать шестое чувство!
Я объяснял, что нужно играть деташе или стаккато не просто языком штриха, а подражать электрогитаре дисторшн (гитарный эффект из хард-рока, металла и панк-рока. - Авт.). Просил вырывать из струн этот звук - он должен быть резкий, металлический: "Вспомните, как мы ходили на дискотеки, слушали рок, забудьте о стереотипах, забудьте об академизме - пульсируйте!"
И вот потихонечку оркестр снимает академическую одежду и переодевается в чисто рокерский музыкальный прикид!
"За один концерт теряю 2,5 кг!"
- Большинство дирижеров просто скучно стоят на месте, а каждое ваше действие притягивает внимание - вы полноценный актер, который "подпевает" музыкантам дирижерской палочкой… Как формировался ваш стиль?
- Это я так пытаюсь заработать звание народного артиста Украины (улыбается). А если серьезно, то дирижер без артистизма - это полудирижер. Наша профессия имеет тысячи измерений. Нужно знать технологию игры, обладать хорошим слухом, ощущать музыкальную форму. Но не менее важно быть артистом. Многие это недооценивают - мол, что он там "крутит понты".
Всем рекомендую посмотреть видеозаписи выступлений Карлоса Клайбера - каждый миг его пребывания на сцене это фейерверк эмоций! Ну вот, казалось бы, чему можно научить западноберлинский филармонический оркестр, который видел Караяна и Мазура? Но выходит Клайбер и начинает пульсировать, улыбаться, грустить - и даже извечную классику Моцарта невозможно узнать - такой он живой. И я принял для себя решение - буду идти навстречу музыке и отдаваться ей сердцем, не стесняясь быть артистичным.
- Мы заметили, как вы активно двигаетесь во время выступления.
- Теряю около 2,5 кг за концерт!
|
Дирижер не может быть диктатором и атеистом
- Есть теория, что когда музыканты боятся дирижера - играют с большей отдачей, что дирижер просто обязан быть диктатором. Как у вас?
- Наилучший творческий результат возможен при наличии наиважнейшей составляющей - любви. А в любви может быть только один страх - потерять любимого человека.
Не хочу называть имя одного дирижера-диктатора (ныне покойный маэстро), но за время его пребывания в качестве главного дирижера в оркестре трое или четверо музыкантов совершили самоубийство.
Я же считаю, что дирижер прежде всего обязан уметь мобилизовать коллектив и собрать его волю за один момент.
- Какие еще качества крайне важны для дирижера?
- Хорошее воображение и понимание того, что дирижирование - искусство меры. Он должен знать, где начало, где середина, где окончание, и чувствовать это "золотое сечение".
Мы часто говорим об атомной энергетике, космических полетах, но забываем, что одно из достижений человеческой цивилизации - это сонатная форма, которая проявилась в симфонической музыке. Почему люди ходят слушать симфонии? Потому что это точка золотого сечения. Есть некая тема, которая разрабатывается, развивается, кульминирует и растворяется или, наоборот, достигает своего пика. Благодаря чувству меры и воображению дирижер наполняет музыку реальными переживаниями, реальными картинками.
Также я убежден, что дирижер не может быть атеистом - ведь ему нужно ощущать духовный мир вокруг себя. Живая музыка имеет материальную составляющую, меняет наше сознание и жизнь. Коровы доятся под Моцарта лучше! Хотите улучшить IQ - слушайте симфоническую музыку!
О ЛЕГЕНДАРНОМ ПРАДЕДЕ
|
"Музыку он мог писать только ночью"
- Ваш прадед написал знаменитые оперы "Тарас Бульба", "Наталка Полтавка", "Энеида"… Хотелось бы от вас узнать о менее известных произведениях авторства Николая Лысенко, которыми вы восхищаетесь.
- Опера-минутка "Ноктюрн" - шикарное произведение, которое Николай Витальевич написал незадолго до смерти. Действие происходит в одной комнате. Это объединение феерии, сказки и психологического триллера. Шикарная музыка, очень динамическое развитие - человек не успевает устать.
Есть и незаконченных много произведений у Николая Витальевича. Когда-то он начинал писать "Гаркушу", но не закончил. Забыли совсем про "Рождественскую ночь", которая в свое время исполнялась с большим успехом…
Всего для оперной сцены Лысенко написал 12 произведений, и я хотел бы некоторые из них возродить.
Все мы помним, что Николай Лысенко - фундатор классической украинской музыки и композиторской школы. Но еще он был главой киевского клуба - место, где собиралась будущая украинская элита, которая потом отстаивала идеи УНР и независимой государственности. Все это формировалась в кругу Николая Витальевича, он прикладывал очень много усилий к этому. Гражданская деятельность забирала много времени. Вместе с этим Лысенко должен был кормить пятерых детей. После смерти жены он остался сам и занимался преподавательством все светлое время суток. А потом он приходил домой и падал почти без сознания. Он говорил, что музыку мог писать только ночью.
- Николай Лысенко был хорошо знаком с Петром Чайковским…
- Они были не просто знакомы - Чайковский восхищался музыкой Лысенко и приезжал к нему погостить в Киев. Сохранились письма, в которых говорится о том, что Чайковский хотел лоббировать постановку "Тараса Бульбы" на сцене Мариинского театра (при жизни Лысенко он эту оперу так и не увидел. - Авт.). У Николая Витальевича даже клавир был расписан и распределены роли среди звезд Мариинского театра. Но случилась трагедия - Чайковский внезапно умер. И вопрос о постановке "Тараса Бульбы" в Москве был снят - второго Чайковского, переживающего за Лысенко, в Петербурге не было…