Из "Войны и мира" компания ВВС сделала красивый светский роман XIX века: влюбленности, интриги, хруст французской булки… Вообще взаимоотношения интересных людей в роскошных интерьерах создателям явно милее, чем война.
Еще на стадии рекламных роликов "Войну и мир" представляли почти молодежным сериалом - какие-то выстрелы, черепа, поцелуи и так далее. В итоге все оказалось куда более чинно. Но бросается в глаза, что актеры удивительно молоды - особенно если сравнивать c фильмом Бондарчука...
Конечно, в начале XIX века к возрасту относились иначе - один очень известный продюсер любит вспоминать, что тогда в книгах писали "В комнату вошел 48-летний старик". Мы все со школы помним: при взгляде на пресловутый зазеленевший дуб Андрей Болконский думает, что "в 31 год жизнь еще не кончена". А тут уж как посмотреть, голубчик-с! Пройдет немного времени, и отец 33-летнего князя безжалостно сообщит ему, что он - "не первой молодости" и вообще слишком слаб здоровьем, чтоб жениться на 16-летней Наташе Ростовой. Учитывая ужасающий уровень тогдашней медицины, да еще опасную военную карьеру героев, думать о смысле жизни им надо было пораньше - потом могли и не успеть, и это накладывало свои печати на чело. Сегодняшние 30-летние зачастую - все еще мальчишки и девчонки.
И все-таки любопытно сравнить внешность и возраст актеров, игравших в советской и британской версиях. Что мы и сделали.
Сначала было письмо
"Войну и мир" экранизировали несколько раз - самый первый фильм был снят в 1915 году режиссером Владимиром Гардиным, главные роли сыграли он сам и балерина Вера Каралли. Очень часто за Толстого брались на телевидении: например, та же компания BBC в 1972 году выпустила самую длинную, 20-серийную экранизацию романа, в которой Пьера Безухова сыграл молодой тогда Энтони Хопкинс.
Но, конечно, нашим читателям известна в первую очередь "Война и мир" Сергея Бондарчука (1965-1967) - каноническая экранизация романа, произведшая фурор не только в СССР, но и на Западе. Там ее раскручивали как "первый в истории фильм, стоивший 100 миллионов долларов" - на самом деле он обошелся в $9,2 млн, а в сегодняшних ценах это было бы 67 миллионов. И в итоге советская "Война и мир" получила "Оскара" в категории "Лучший иноязычный фильм".
Однако история фильма Бондарчука началась с предыдущей, голливудской экранизации. В Америке картина Кинга Видора вышла в 1956-м, в советский прокат ее выпустили в 1959-м. Единственное, что почти не вызвало у советских киноведов сомнений, - молодая Одри Хепберн в роли Наташи Ростовой. Хвалили также Генри Фонду в роли Пьера.
Но в общем и целом все закончилось тем, что в советской прессе появилось письмо деятелей культуры с призывом создать свою "Войну и мир": американский фильм "не передал ни художественных, ни национальных особенностей эпопеи Л. Н. Толстого, ни великого освободительного духа борьбы русского народа". На должность постановщика рекомендовали Бондарчука - человека солидного и положительного, пусть даже к тому моменту поставившего всего одну картину, "Судьбу человека" по Шолохову.
Министр культуры Екатерина Фурцева прекрасно знала, что это письмо появится (публиковалось-то с ее подачи), и уже прикидывала масштабы предстоящих работ. А сделать надо было очень много.
Безуховым мог стать тяжелоатлет Власов
Проблемы у Бондарчука возникали на всех этапах: трудно было найти кавалерию, трудно было снимать в утыканной телевизионными антеннами Москве... Позже Никита Михалков скажет, что на "Войну и мир" работал весь Советский Союз - это чистая правда, десятки фабрик изготавливали костюмы, декорации, мебель, оружие.
Конечно, доверить в таком фильме ответственные роли Пьера, Андрея, Элен и прочих персонажей каким-то ветреникам было немыслимо. Самое главное - Пьера Безухова Бондарчук хотел играть сам, а ему было за 40 (но Генри Фонда на съемках американского фильма, на который периодически оглядывались, вообще было 50, и это мало кого смущало). Другим кандидатом на роль Пьера был тяжелоатлет, самый сильный человек мира Юрий Власов. Главными его плюсами были возраст (27 лет) и идеологический момент (все-таки герой страны). Но этот выбор казался уж слишком странным всем - в том числе тренеру Власова, по словам Бондарчука, "отсоветовавшему ему менять профессию". Поэтому режиссер особо и не старался уговорить Власова.
Бондарчук заменил Вию Артмане своей женой
К слову, Элен Курагину должна была играть Вия Артмане. Но Бондарчук решил снимать свою жену Ирину Скобцеву. Говорят, Артмане он в последнюю секунду сообщил, что она не подходит, а Скобцевой - что других кандидаток просто не нашлось!
Партнеры должны были более или менее соответствовать Бондарчуку по возрасту. Режиссер мечтал пригласить на роль Андрея Болконского Иннокентия Смоктуновского (37 лет на момент начала съемок), но тот был занят в "Гамлете". Затем отказался сниматься 33-летний Олег Стриженов. В итоге Андреем стал 34-летний Вячеслав Тихонов. А вот Наташу Ростову сыграла 20-летняя Людмила Савельева (Одри Хепберн было 26).