22 декабря
Загрузить еще

Шоу и развлечения 100 лет назад: спецпоказы эротики и цирковые рекорды

Шоу и развлечения 100 лет назад: спецпоказы эротики и цирковые рекорды
Фото: Фото: Предоставлено каналом «Интер»

О представлениях и шоу, которыми увлекались киевляне сто лет назад, нам рассказали ведущие и эксперты исторического проекта "Путешествия во времени" канала "Интер". 

АТТРАКЦИОНЫ

Прообраз кинотеатра - фотопластикон 

В Киеве развлечения на любой вкус можно было найти на Крещатике. В начале XX века здесь работал фотопластикон - прообраз современного кинотеатра. Заплатив 5 копеек, посетители могли "отправиться" в кругосветное путешествие, просматривая фотографии из разных уголков земного шара (см. фото внизу).

- В специальной комнате стоял деревянный барабан с отверстиями для демонстрации картинок, - рассказывает об устройстве старинного аттракциона ведущий "Путешествий во времени" Андрей Доманский. - Зрители сидели вокруг барабана и смотрели в бинокли. Репертуар фотопластикона, как и в нынешних кинотеатрах, обновлялся каждую неделю. Наибольшей популярностью пользовались картинки из экзотических стран и хроника мировых политических событий. И, конечно, специальные показы эротического характера.

Позже состоятельные горожане этот модный аттракцион могли "посещать", не выходя из дома, когда фотопластикон стал компактным и представлял из себя стереоскопические очки с планкой для крепления фотокартинок. По сути, эти окуляры стали прообразом 3D-очков. 

Фото: Предоставлено каналом "Интер"

- Прибор устроен так, что левый глаз видит одну фотографию, правый - вторую, - объясняет ведущая проекта Анастасия Даугуле. - На первый взгляд - два абсолютно одинаковых фото. Однако различия между ними все же есть. Они сняты с разных точек. При совмещении получаем объемное изображение.

Панорама "Голгофа"

На Владимирской горке в начале ХХ века стоял еще один популярный аттракцион - панорама "Голгофа". "Каждый, кто зайдет в павильон, окажется в Иерусалиме на Голгофе и увидит, как казнили Христа", - так писала газета "Киевские ведомости" накануне открытия, которое состоялось в 1902 году. Невзирая на дороговизну билетов (50 копеек - в десять раз дороже фотопластикона!), к "Голгофе" потянулись толпы зрителей.

- Этот аттракцион представлял собой деревянный павильон цилиндрической формы, - говорит хроникер, эксперт проекта "Путешествия во времени" Даниил Сырых. - По всему диаметру с внутренней стороны было размещено полотно длиной 94 метра (длина футбольного поля) и высотой 13 метров (4-этажный дом). Вместо крыши - стеклянный купол. Под куполом - темный зонт, под ним и стояли зрители. Свет падал сверху. Посетители смотрели из полумрака на освещенную картину, что давало изображению объем. Усиливал эффект передний план из объемных предметов. Отличить границы самого полотна и предметного плана было практически невозможно.

Панорама "Голгофа" простояла в Киеве больше 30 лет. В 1935-м ее разобрали, полотно перевезли в Успенский собор Лавры. А в ноябре 1941 года храм взорвали немцы, уцелели только малые части "Голгофы", на которых в основном изображено небо.

ТЕАТР И КИНО

Бинокль стоил как три лошади 

В 1896 году в помещении нынешнего Театра русской драмы прошел первый кинопоказ в Киеве. С этого момента у театра, безусловного фаворита киевлян, появился серьезный конкурент - кино. 

- В первый же год работы иллюзионов "живые фотографии" посмотрели более миллиона зрителей! Тогда как театральные и цирковые представления - не более 80 тысяч киевлян, - рассказывает хроникер Даниил Сырых.

Неудивительно, что кинематограф быстро затмил театр. Во-первых, репертуар в киевских театрах был по большей части традиционный, а в кино новинки появлялись намного чаще. Во-вторых, первые иллюзионы сооружали в помещениях бывших магазинов или складов, и билеты стоили относительно недорого: самый дорогой - 1 рубль (в театр - 16 рублей).

Кроме затрат на билет поход в театр в начале ХХ века предполагал наличие соответствующей одежды. Дополнительно нужно было платить гардеробщику - за вещи, сданные на хранение. В кинотеатрах же разрешалось и вовсе не снимать верхнюю одежду.

Ко всем театральным тратам еще стоит прибавить цену за собственный бинокль, который в те времена стоил от 150 до 300 рублей (на эти же деньги можно было купить три лошади).

Первые киносеансы длились всего по 15-25 минут, их показывали один за другим без перерыва. При этом, купив один билет, можно было смотреть кино хоть весь день, заходить и выходить разрешалось в любой момент, можно было даже курить в зале. Представление же в театре с антрактом длилось минимум 3 часа.

Хотя был у кино и один минус. Первые сеансы были настоящим испытанием для публики. Динамо-машины, запускавшие картинку, работали на мазуте и испускали в зал едкий дым. Поэтому взыскательная публика долгое время не жаловала новомодные иллюзионы. 

НОЧНЫЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ

Танцовщиц канкана считали блудницами

Там, где сегодня в Киеве находится стадион "Динамо", сто с лишним лет назад было "Шато де Флер" - первый парк для ночных развлечений (на фото). У него была репутация распутного места. Там пили, устраивали драки, находили "любовь на одну ночь"… Особенной же популярностью пользовался канкан. Причем тогда его исполняли и женщины, и мужчины!

Сейчас этот танец можно увидеть даже на гламурных светских мероприятиях, а в то время он был символом порока. Канкан даже подумывали запретить, приравнивали его к стриптизу, а танцовщиц записывали в блудницы и делали им соответствующие предложения.

А самым популярным хмельным напитком в то время была варенуха - ее наши предки употребляли вместо вина. Гостям обычно предлагали по чарке крепкой водки, а потом подавалась в кружках варенуха. 

Фото: Предоставлено каналом "Интер"

Рецепт хмельной варенухи

Для приготовления варенухи брали "двойную водку" (спирт), добавляли мед, сушеные вишни, груши, сливы, немного гвоздики, мускатного ореха и корицы. Наливали в специально выдолбленную бутылочную тыкву и несколько часов настаивали в печи. Это придавало напитку специфический мягкий вкус. Подавали варенуху горячей, а закусывали печеными яблоками. 

ЦИРК

Трюки наездника Крутикова не могут повторить до сих пор

С середины XIX века в Киеве работало одновременно несколько цирков: стационарные деревянные, передвижные шапито. А в начале XX века в городе построили Цирк Крутикова - самый лучший и самый большой в Европе с залом на 2000 зрителей, где выступали знаменитые киевские артисты и заграничные звезды. Сам Петр Крутиков - непревзойденный наездник, некоторые номера до сих пор никто не смог повторить.

Здание легендарного цирка находилось на месте кинотеатра "Украина". 

БУДЬ В КУРСЕ

Подробнее о самых популярных шоу и представлениях начала ХХ века 19 декабря в 11.30  расскажут Анастасия Даугуле и Андрей Доманский в проекте "Путешествия во времени" на канале "Интер". Более того, ведущие сами поучаствуют в шоу столетней давности.

Новости по теме: История развлечения