Мы поздравили Нину Павловну с юбилеем и поговорили о ее киноработах и легендарном муже.
Разбудила пьяного Горбункова
- Леня говорил: "Снимать бы мне мелодрамы, столько бы всего придумал. Представляешь, Нинок, показывают мелодраму, зал рыдает, плачет, переживает!" - вспоминает Нина Гребешкова. - Я ему: "Ну и сними! Напишите сценарий". А он мне: "Нет, люди так тяжело живут, пусть хоть немножко посмеются. Надо дарить радость!"
Леня и его соавторы, Морис Слободский и Яков Костюковский, сочиняли сценарии своих комедий у нас дома. Леня очень не любил в кино текст. Говорил: "Должен быть кинематограф, а не текст. Текст - это радио, книга. А кинематограф - это картинка, движение". Вот, например, троица на экране пьет пиво. Казалось, бы, нужны реплики, привязанные к этой картинке, что-то типа: давай выпьем, а у тебя муха. Леня взял фразы, вроде бы не относящиеся непосредственно к этому эпизоду: "Жить хорошо. А хорошо жить еще лучше". И запомнилось!
- Случалось, что ваши фразы, которые вы в жизни произносите, Гайдай переносил на экран?
- Да. Когда они дорабатывали эпизод к "Приключениям Шурика", я готовила обед на кухне. Вдруг меня спрашивает Яков Костюковский: "Ниночка, бывает ли у вас так, что, придя в незнакомый дом, испытываете ощущение, что здесь уже были?" Я ответила строго и уверенно: "Нет, не бывает. Я всегда помню, где я была, когда и с кем". Эту фразу и вложили в уста героини Натальи Селезневой в ответ на вопрос Шурика, оказавшегося второй раз в квартире Лиды.
В жизни я часто говорила мужу: "Ты такой доверчивый!" И Леня подарил эту фразу моей героине, жене Горбункова (Юрия Никулина) в "Бриллиантовой руке". Мне принадлежит одна маленькая находка в этом образе. Помните, Надя пытается разбудить пьяного мужа, когда находит у него деньги и пистолет. Не помогают ни пощечины, ни холодная вода… Я подумала: раз наш Горбунков - служащий госучреждения, ответственный и дисциплинированный, то наверняка старается не опаздывать на работу, и, скорее всего, у него привычка каждое утро подниматься по звонку будильника. Я предложила завести будильник и трезвонить над ухом Горбункова.
После этой роли многие думали, что я жена Никулина, а с Гайдаем ему изменяю. Ходила такая байка. Кстати, с Юрой Никулиным мы дружили семьями. Я с женой Никулина вместе училась в школе.
Моргунов хамил
- Почему ваш муж-режиссер не предлагал вам главных ролей?
- Это сейчас стараются своих жен протащить. А Леня был очень скромным человеком. Как-то стеснялся, мол, неудобно. Был председателем тарификационной комиссии и сам вычеркнул мою фамилию из списка артистов - претендентов на звания. Так что никаких званий я не получила.
- Известно, что некоторых актеров в своих комедиях Гайдай переозвучил. Вашим героиням давали голоса других актрис?
- Нет, я всегда сама себя озвучивала. Леня если переозвучивал, то только в тех случаях, если голос артиста не подходил к образу. Так, для героини Светличной Анны Сергеевны требовался более зазывный, как бы сейчас сказали, сексуальный голос. А у Светличной голос был очень отрытый, простой, не ложился на роль. Поэтому пригласили дублера. К слову, мало кто знает, что в "Анатомии любви" (польский фильм) я озвучила Барбару Брыльску.
- У Леонида Иовича были любимые актеры?
- Никулин был одним из его любимых артистов, Юра на съемках был неутомимый выдумщик. Старался сделать много дублей, чего-то придумывал. Это он предложил положить под одеяло карлика, чтобы тот почесал вместо него пятку (в кадре кажется, что Балбес достал, не сгибаясь, рукой до пятки), он предложил уколоть огромным шприцем героя Моргунова в "Кавказской пленнице".
- Слышала, что с Евгением Моргуновым Гайдай на съемках не ладил?
- Моргунов позволял себе хамство. Раз, когда отсматривали отснятые куски, Моргунов провел в зал девушку (что было нарушением правил) и позволил себе отпускать фамильярные реплики в адрес Гайдая.
Помню, Леня приходит к нам в гостиничный номер, такой расстроенный, говорит: "Ну что делать? Такое хамство, а у него еще съемки…"
Смотрю, раз его это тревожит, надо с ним обсудить, поговорить, успокоить. И я ему рассказала историю, которую мне в институте рассказывали: "Когда Михаил Ильич Ромм снимал картину "Тринадцать", то главную роль должен был играть Коля Крючков. А Николай Афанасьевич уже был популярный такой, важный. И он позволил себе что-то невежливое сказать Ромму, мол, чего ты нас гоняешь - сколько дублей и так далее. И между ними - таким щупленьким, худеньким еврейчиком Роммом и Николаем Афанасьевичем - произошел инцидент. И вот что сделал Ромм: на следующий день съемка - герои цепочкой движутся по барханам (снимали в песках), стреляют "басмачи". А Ромм командует: "Коля, падай!" Николай Афанасьевич (по команде режиссера) падает. И тут Ромм говорит: "Все, Николая Афанасьевича отправьте в Москву. Роль кончилась". То есть "герой убит"!
Режиссер Иван Пырьев (я у него, к слову, снималась) вообще был такой своеобразный садист. Актера, которого невзлюбит, заставлял работать, играть, но ставил так камеру, что этот актер в кадр не входил, но он все время был на съемке. Потом смотрят материал, а актера на ленте нигде нет. В общем, режиссеры расправлялись с актерами как могли.
И вот, помню, мы с Леней все думали, как же быть с Моргуновым. В итоге я говорю: "Ты знаешь - это картина твоя, и ты должен сделать очень хорошую картину. И ради ее успеха ты должен наплевать на свои амбиции. Снимай Моргунова все время и какие-то детали, руку крупно и так далее. Пусть он больше работает. Для картины-то лучше, чтобы он был". И Леня со мной согласился. На конфликт не пошел. Правда, с артистом потом не разговаривал, хотя Моргунов и просил у него прощения.
|
Принес домой часть гарнитура из "12 стульев"
- Какой Леонид Иович был в быту?
- Неприспособленный. Ему все было до лампочки… К слову, свою наивность, равнодушие к материальным благам, неприспособленность к бытовой жизни он вложил в своего героя Шурика. Шурик - это как бы Леня в молодости, интеллигентный мальчик в очках. В этой роли много лично от Гайдая. И потому герой получился таким обаятельным.
Леня был полностью нацелен на творчество. Он постоянно думал о кино, о сценариях. Приходил домой и молчал. Не могу сказать, что в обычной жизни Леня всегда шутил. Весь свой юмор он вкладывал в свои картины. Поначалу я даже сердилась, мол, почему все хозяйство на мне, я все на себе тяну. А он мне раз сказал: "Я без тебя не смогу, погибну". Как большой ребенок. И все же, хоть толком ничего в дом не покупал, однажды притащил домой четыре стула. Говорит, после съемок "12 стульев" остались. Я ему: "Ну зачем нам такие стулья, они вообще не вписываются". А он: "Давай оставим на память". Относился к своим картинам как к детям.
ИСТОРИЯ ЗНАКОМСТВА
"Большую женщину я не подниму, а маленькую буду всю жизнь на руках носить"
"Свою главную женщину в жизни - первую и единственную жену - Гайдай встретил в Москве, когда учился уже во ВГИКе, - вспоминает писатель Федор Раззаков. - Роман между ними начался случайно. Нина как-то подошла к Леониду и возмутилась: почему, составляя график репетиций, он всегда ставил ее последней? "Я каждый раз ухожу домой в 12 ночи", - сердилась девушка. "А разве тебя никто не провожает? Тогда это буду делать я!" - сказал Гайдай и стал регулярно провожать ее до дома.
- Однажды Леня с таким свойственным только ему чувством юмора говорит: "Ну что мы с тобой все ходим и ходим, давай поженимся!" - рассказывала Нина Гребешкова. - И я это восприняла как очередную шутку. "Да ты что, Леня, - говорю, - ты такой длинный (рост Гайдая был 1 метр 84 сантиметра. - Ф. Р.), а я такая маленькая (у нее - 1 метр 50 сантиметров. - Ф. Р.)". А он мне: "Ну знаешь, Нинок, большую женщину я не подниму, а маленькую буду всю жизнь на руках носить!"
Предложения руки и сердца были и до Гайдая. Но да я ответила только ему. Помню, как сообщила маме, что выхожу замуж. За кого? За Гайдая. Она его знала. У нас бывали все сокурсники, в том числе и он. Мама спросила: "Почему за Гайдая? Ты что, не видишь у него недостатков?" "Они есть у каждого", - ответила я. "Если ты сможешь всю жизнь мириться с его недостатками, то выходи. Но если ты собираешься его перевоспитывать, напрасно потеряешь время". Мама была очень мудрая...