В Украине Нонна всегда была своей, ведь происходила из славного казачьего рода. Наша страна стала для нее знаковой и в кино. Именно в донбасском Краснодоне она снялась в своей первой картине «Молодая гвардия», а в Каменце-Подольском - в культовом фильме «Комиссар», после которого вошла в десятку лучших артистов XX века. В ленте Александра Аскольдова она появлялась в кадре вместе с молодой тогда киевской актрисой Раисой Недашковской. Так родилась их многолетняя крепкая дружба, о которой Раиса Степановна, заслуженная артистка Украины, рассказала «Комсомолке».
«Я научила ее готовить украинский борщ»
- Как только я узнала о смерти Нонны, сразу вылетела в Москву, - рассказывает Недашковская. - Она меня когда-то спросила: «Рая, ты приедешь меня хоронить?» Как я могла не проститься с ней…
Мы дружили всю жизнь, с юности…
Помню, когда она приезжала в Киев на кинофестиваль «Товарищ кино», мы всю ночь проговорили у нее в гостиничном номере. А когда Нонна уже возвращалась домой, я собрала ей в дорогу корзину - наварила отборной картошки в мундирах, завернув ее для тепла фольгой, помыла огурцы, помидоры и бутылку нашей водки положила.
Она любила вкусно поесть. Как-то в другой ее приезд Нона попросила научить готовить украинский борщ. Я купила все, что нужно, сама сварила и принесла ей на вокзал большую кастрюлю в корзине. На следующий день звоню в Москву: «Как борщ?» А она мне: «Шестой раз у кастрюли - все время ем!» В общем, скоро Нонна готовила свой фирменный борщ.
Мы постоянно переписывались. Она мне как-то в дефицитные советские годы даже красивые импортные сапоги выслала: «Зимой пригодятся». Нонна привыкла заботиться о других, ведь родилась в многодетной семье: у матери их было шестеро, а она старшая…
|
«Давай помогать друг другу, ведь в наших детях течет одна кровь»
- Я осталась в Москве и на девятый день, хотя не планировала, - продолжает рассказ Раиса Степановна. - Во время похорон у меня так разболелся зуб, что разнесло щеку. Три дня я провалялась с температурой: видимо, Нонна захотела, чтобы я помянула ее и на девятый день. Даже режиссер «Комиссара» Аскольдов прилетел из Берлина, где готовился к операции.
За столом в этот день собрались самые близкие. Родственники уже немного отошли от потрясения, все говорили, вспоминали, как Нонна им заменила мать. А ее первая невестка Наталья Варлей встала и протянула руку второй жене сына Мордюковой Наталье Егоровой (раньше женщины очень негативно отзывались друг о друге. - Прим. ред.) со словами: «Давай помогать друг другу, ведь в наших детях течет одна кровь». И они со слезами обнялись.
Вокруг Нонны всегда собиралась поющая компания
- Мы познакомились в 1966 году на съемках «Комиссара», - вспоминает Раиса Степановна. - Я приехала в Каменец-Подольский, заменив другую актрису. Поэтому Нонна встретила меня ревностно, из-за чего наши отношения сложились не сразу. Нервничал и режиссер Аскольдов. У них с Мордюковой поначалу были тяжелые отношения. Ведь вокруг Нонны всегда собирались компании, где вечерами выпивали и пели песни. А режиссеру хотелось строгой дисциплины на площадке. Но мы потихоньку стали притираться друг к другу. Ведь все, что касалось съемок, - это святое!
Первые сцены снимали на городских улицах: проход обреченных евреев в гетто и разговор во дворе перед родами комиссарши. Я даже проходила практику в местном роддоме, чтобы выглядеть в кадре убедительной. Но саму сцену родов мы снимали уже в московском павильоне.
Помню, мне было очень трудно бить Нонну. Я говорила Аскольдову: «Не могу!» Пришлось снять пять дублей.
Очень переживала, что не смогла уберечь сына
- В Москве я впервые попала в дом к Нонне во время Московского кинофестиваля 1969 года. Мы вместе шли по Тверской, с восторгом обсуждая только что увиденную картину «Корабль дураков» Стэнли Крамара. И вдруг Нонна предложила: поехали ко мне ночевать. Мы спали вместе, а утром я увидела ее сына Владимира, тогда еще десятиклассника. Я была поражена его красотой - Ален Делон отдыхает. А потом этот ребенок принес ей столько горя!
|
Она очень переживала. Сначала они разъехались - разменяли квартиру. Нонна мне тогда сказала: у меня больше нет сына. Она не говорила никому, что Володя стал наркоманом, но и не могла в одиночку его спасти. Семь месяцев она жила у подруг, пока шел обмен квартиры. Так она с ним воевала. А через год он умер, и это был удар! Нонна потом постоянно с ним разговаривала, чувствуя свою вину. Ее одолевала страшная боль и тоска невероятная. Жила она одна, пока к ней не переехала сестра Наташа. Наверное, и диабетом заболела от этого потрясения. Я очень не хотела, чтобы она после такой трагедии снималась в «Маме», где героиня убивает своих детей. Убеждала ее. Но она артистка и хотела играть.
Окрестилась незадолго до смерти
- Она очень любила русские и украинские песни. На ее 80-летний юбилей я привезла в подарок кролевецкие рушники, украинские обереги, овчину на пол. Она выглядела такой красавицей!
Началось торжество с песни «Дивлюсь я на небо та й думку гадаю», которую она пела в фильме «Молодая гвардия». И в память о маме мы исполнили «Рiдна мати моя, ти ночей не доспала…». Нонна боготворила свою мать, которая рано умерла. Та была председателем колхоза, коммунисткой. Поэтому и Нонна очень долго не признавала Бога. Она покрестилась только перед смертью. К ней не раз обращался архимандрит Иннокентий с просьбой: «Давайте, пока я жив, окрещу вас». Но она отвечала: «Я еще не готова». Вот таким искренним человеком она была. Не могла это сделать, пока не почувствовала осознанной потребности. Но когда я позвонила сестре Наташе (Нонна тогда очень заболела), та сказала: «Отец Иннокентий едет из Уфы». И я думаю, что тогда он ее и окрестил, так как потом приехал в Москву ее отпевать…