О нем, а также о том, что сейчас происходит с нашим кинематографом, нам рассказал Игорь Савиченко, который выступил продюсером фильма "Братья. Последняя исповедь", а до этого приложил руку к созданию еще одной популярной украинской кинокартины - "Поводырь".
- Игорь, вокруг отбора "Братьев…" в качестве номинанта на "Оскар" от Украины разразился скандал. С чем он был связан и решилась ли проблема, ведь дедлайн подачи заявок скоро истекает?
|
- Все просто. Определенные амбиции людей сделали нелегитимным украинский оскаровский комитет вообще. Две разные организации подали один и тот же состав людей в члены комиссии на рассмотрение MPAA (Американская ассоциация кинокомпаний. - Ред.).
В Америке очень удивились, обнаружив, что работали ранее с одной организацией, а появилась еще какая-то контора, подающая те же списки претендентов. В США решили разобраться. Но, чтобы разобраться, им нужно собраться: сейчас у них выборы собственного правления - не до вторичных вопросов. Вот и получается, что наши ребята, которые принялись исправлять ситуацию, сделали это некачественно и не вовремя. Таким образом, мы можем вообще никуда не попасть из-за этих внутренних разборок.
"Взяться за фильм - это уже вызов"
- Чем вы руководствовались, выбирая фильм "Братья. Последняя исповедь" для продюсирования?
- Я бы выделил несколько признаков, по которым этот фильм зацепил.
Во-первых, шел 2011 год - время, когда популярностью пользовались телевизионные фильмы для продажи на наше или российское ТВ. Зачастую это проекты с довольно простой шаблонной драматургией: когда начинаешь читать сценарий, то понимаешь, чем закончится история. На фоне того, с чем мы регулярно работали, "Братья…" заметно выделялись: талантливый литературный сценарий, сложная история с четырьмя линиями.
Во-вторых, взяться за фильм - это был некий вызов, так как отсутствовало финансирование. В то же время Госкино объявило конкурс, впервые за долгие годы начали проводиться питчинги, а не кулуарные обсуждения. И мы с командой решили принять участие в отборе, а потом выиграли его… В конце 2011 года пошла работа - на счету появились живые деньги.
Наши чиновники и политики - это люди с низким уровнем образования и узким кругозором
- Как реагирует власть на предложения помочь нашему кино?
- Все виды общения с современными власть имущими приводят к непониманию значения не только кино, но и построения культурного общества. По сути, наши чиновники и политики - это люди с низким уровнем образования и узким кругозором. Они не понимают, как строить что-либо на несколько лет вперед, - их бизнес основан на принципах "купи-продай" или "укради".
Приходишь, например, к политику и говоришь о перспективах кино на ближайшие 5 лет - он сразу анализирует, что к этому времени при власти будет кто-то другой пожинать его плоды.
Чиновник думает, как в случае его неудачи ситуация поможет деятельности оппонента, которому повезет нагреться на его благих делах.
В парламент не идут нормальные, думающие и грамотные люди. Из 450 человек о чем-то поговорить можно с десятком, в остальном же прийти работать в Раду - все равно что на овощебазу сортировщиком устроиться: окружение того же уровня.
"Пользы от запрета российского кино нет"
- Чиновники говорили, что запрет российского кино поможет развиваться украинскому. Каким образом это происходит?
- Никаким! Большинство российского кино юридически не российское. Так же, как и основные украинские производители не чисто украинские - мы тоже работаем в кооперации с иностранцами. Кинобизнес легче и понятнее вести за границей.
Что касается конкретных лиц, черных списков - это не работает. Допустим, запретили отдельным гражданам торговать на нашем телевидении - интернет или спутниковое ТВ никто не отменял, доступ есть к любой информации.
Не нужно запрещать, не нужно давать деньги на пропаганду - нужно развивать свое, люди должны ощущать хорошее и плохое, интересное и пустое, качественное и убогое.
Украинский зритель перестал смотреть русских "Ментов", потому что это не интересно, а не благодаря запрету. Положительных моментов от запрета российского кино нет - это смешно.
|
"Молодая кровь" в кино - в основном девушки
- Каково работалось с женщиной-режиссером Викторией Трофименко?
- За последнее время я снял большое количество дебютов, где режиссерами были именно девушки. Кстати, приходящее в кино молодое поколение в основном женское.
Это никакая не гендерная неравность, которая вдруг случилась, нет, просто профессия киношника в конце нулевых достигла своего дна неприятия. Скажем так, не многие видели возможность зарабатывать на кино. Мужскому поколению как-никак нужно семьи кормить, а убивать мамонтов на кинематографе не получалось. А девушки шли в профессию, следуя за мечтой, а не реальностью.
С Викторией Трофименко работалось комфортно - со стороны съемочной группы никакого неравенства не ощущалось. Я слежу по реакции зрителя на фильм - ни разу не слышал, чтобы кто-то назвал его женским кино: европейское, хорошее, жесткое, разное, но - не женское. "Сейчас наш кинематограф в самом печальном состоянии"
- На каком этапе сейчас находится украинский кинематограф - зарождение, подъем или упадок?
- Сейчас он в самом печальном состоянии. Кинематограф получил деньги, признание, старт в 2011 году, когда Госкино стало отдельной структурой. Тогда были положительные изменения: кинематографисты поняли, как можно честно добывать средства на свою идею. Были питчинги, комиссии с прозрачной деятельностью - бери и твори, подавай фильмы на конкурсы.
Немаловажную роль в рассвете кинематографа, как ни парадоксально это прозвучит, сыграл младший сын бывшего президента Януковича. Благодаря Виктору Викторовичу, который патронировал кинодеятельность, украинский синематограф возмужал.
Сейчас все иначе - последние деньги от государства я видел в 2014 году. Хотя запустили маховик - начали появляться креативные люди, телевидение заинтересовалось кинематографом. Пошел интерес и движение - украинцы смотрят отечественное кино, есть стимул поддерживать наше.
Думаю, через несколько лет механизм взаимодействия телевизионщиков и киношников смог бы притереться. Не было бы войны - мы бы притерлись с европейскими фондами. Для бизнесменов стало бы модным системно поддерживать кинематограф. Не в том смысле, что приду я к Коломойскому с просьбой: "Игорь, дай денег на классное кино" - нет, необходимо создавать специальные фонды, где профессиональные комиссии будут по правилам отбирать достойные картины.
- Какие перспективы у украинского кинематографа?
- Если не будет финансирования, то люди разъедутся. Если появятся открытые и прозрачные денежные вложения - года за три-четыре мы увидим новую волну кино. Стабильная, продуманная поддержка кино даст возможность не только поднять уровень, но и сегментировать рынок. Просто кино должно быть талантливым, а для этого нужно создать некие ориентиры, примеры успеха, своих звезд и вокруг кино - качественную критику, профессиональную журналистику, и все это вместе даст нам устойчивый контакт со зрителем.
О ЧЕМ ФИЛЬМ
Фильм "Братья. Последняя исповедь" получил приз российской критики на 36-м Московском международном кинофестивале.
История двух братье-гуцулов, которые всю жизнь не могли поделить: мать, игрушки, право называться лучшим, одну женщину, одного сына... В итоге рассорились настолько, что не разговаривали друг с другом 40 лет! В их городок приезжает писательница, которая постепенно становится связующим звеном между двумя братьями, смысл жизни которых - в противоборстве.