Сегодня завершается 72-й Международный Венецианский кинофестиваль. За десять дней на острове Лидо побывало много известных кинодеятелей, прошли десятки премьер. Украина была представлена во внеконкурсной программе документальным фильмом режиссера Сергея Лозницы "Событие".
Этот фильм в Венеции посмотрел известный украинский кинокритик Андрей Алферов. Свои впечатления он опубликовал в своем блоге на mediananny.com. С разрешения г-на Алферова мы публикуем его рецензию на фильм "Событие".
В Венецию стоило ехать уже ради "События" Лозницы. Эта пугающе гениальная (!) черно-белая документальная история про три дня безвластия в тогда еще Ленинграде в конце августа 1991 года - самое актуальное высказывание про современность. Нашу с вами современность!
"Событие" могло бы составить дилогию вместе с "Майданом" (предыдущим фильмом Лозницы, показанным в Каннах). Все как под копирку почти. Словно революциями занимается одно креативное агентство. Почти те же лозунги ("Солдаты, не стреляйте в свой народ", "Русский народ - не дай себя обмануть"), надежды ("Когда мы избавимся от коммунистической заразы, мы станем свободными, и нам не нужно будет воевать") и растерянность ("А Горбачев вообще жив?") от того, что власть неожиданно сама упала в руки восставших.
Тот же коллективный (гениальный!) портрет, но лица - другие, каких больше нет; те же политики со сцены подбадривают митингующих, уличные поэты декламируют революционные стихи, а люди муравьями строят баррикады из всего, что попадается под руку.
Весь фильм пронизан тем типом напряжения, какое обычно бывает в образцовых фильмах-катастрофах, где главное по-хичкоковски выведено за рамки кадра, и воображение само начинает дорисовывать, что режиссер только подразумевает. И музыка Чайковского только повышает градус этого саспенса.
В "Событии" все круто, но особые ощущения вызывают несколько эпизодов. В одном из них в свите Собчака появляется молодой Путин (он тогда был на стороне победивших, на стороне революционеров). В другом - какой-то юноша снимает с крыши ленинградского горсовета советский флаг, бережно его складывая и унося, словно до лучших времен. Тех самых, про которые пророчески, за кадром, говорит в фильме из эфира Радио "Свобода" писатель Анатолий Стреляный, предостерегая, что русский народ однажды бросится собирать назад земли…
Посмотрев фильм Лозницы, начинаешь думать о какой-то цикличности истории. О том, что колесо за одно поколение проворачивается ровно на четверть (века), а потому сын идеалов отца, увы, не отрицает (ибо отрицание идеалов - это как раз не самое страшное). Он, находясь к ним перпендикулярно, ими пренебрегает и неглижирует, отчего никакой преемственности между отцами и детьми нет и быть не может - за полным отсутствием точек соприкосновения.
В октябре, дай бог, "Событие" доберется до Киева, где сам показ просится быть организованным где-то под открытым небом, на большой площади. Чтобы понагляднее. Ведь Лозница никакой не документалист - он поэт, чьи актуальные рифмы, может, еще не до конца понятны всем (я помню, сколько вопросов и упреков вызвало "Счастье мое", а вслед за ним и "Майдан").
Это как стихи Ильи Кормильцева в эпоху Перестройки. Многие тогда цитировали строки из "Скованных одной цепью", но большинство предпочитало им простоту цоевского гимна "Перемен". Что за ними - за этими переменами, как видно из фильма Лозницы, тогда мало кто понимал. То была эйфория революции!