Четверть века, как его нет с нами. А популярность "Кино" не уменьшается и у "Звезды по имени Солнце" все новые поклонники. Впрочем, сам Цой, несмотря на славу, был чрезвычайно скромным человеком. Таким запомнили его друзья.
"УБИЛА УСТАЛОСТЬ"
- Я знал Витю много лет, - рассказал "Комсомолке" известный петербургский фотограф Андрей "Вилли" Усов. - Познакомились в 1982 году. Он был нескладный, неординарная внешность. Как чужестранец! Помню, Витя попросил: "Вилли, сделай нам оформление альбома, как ты Боре Гребенщикову делаешь". - "А дай мне послушать кассетку". - "Я тебе лучше спою". И он мне спел весь первый альбом "45", прямо на поляне перед "Юбилейным". У меня было какое-то ощущение прорыва, счастья!
- Если бы не трагическая гибель в той аварии с автобусом, как бы сложилась его судьба?
- Однажды я гулял по набережной реки Ждановки и увидел, как Витя топором из бревен вырубает витязей, медведей для детской площадки. Видно, в каком-то ЖЭКе подрабатывал. Он же был еще и замечательным художником (в школьном аттестате у Цоя, кстати, почти все тройки, и только по рисованию всегда пять, см. фото. - Ред.) Но даже не представляю, как бы существовало "Кино". Он ведь уже выдал все. В конце 1989 года у него был сольный концерт. Прихожу к нему в гримерку: "Витя, давай сделаем твой портрет, свет уже стоит". А он отвечает: "Мне лень". Мне тогда казалось, что он уже устал. Может, эта усталость его и убила…
"НЕСЛО ЕГО ТЕЧЕНИЕ"
- Думаю, "Кино" просуществовало бы еще года полтора-два, - подхватывает тему группы известный петербургский критик, автор рок-энциклопедии и книг о музыкантах Андрей Бурлака. - Она к тому времени, когда погиб Виктор, уже разваливалась.
- Но он же попал в руки Айзеншписа, в кабалу шоу-бизнеса…
- Это не кабала. Это называется "несет меня течение". Вот Витю и занесло в шоу-бизнес. Он сам говорил: "Я не хочу ничего специально делать. Как вышло, так и ладно".
- Московский продюсер разве его бы отпустил?
- Не думаю, что Витя был настолько глуп, чтобы подписать кабальные договоры. И потом, Айзеншпис был директором группы месяцев пять. Будем говорить откровенно, за это время они занимались банальным чесом, не записали ни одной песни.
- Виктор к деньгам был равнодушен?
- Когда у человека впервые появляются большие деньги, он всегда сначала радуется. Но этот успех был недолог. Витя даже квартиру не купил. Все участники группы приобрели по машине, и это была единственная демонстрация заработков.
- Что бы Цой делал сегодня?
- Наверное, снимался бы в кино. У Рашида Нугманова (режиссер фильма "Игла" и других. - Ред.) были обширные планы, чтобы раскрутить его именно как киноактера. И у Вити к этому были способности и фактура. Еще писал бы картины, выставлялся где-нибудь в Европе. В последний год он активно интересовался Востоком.
Помог Гребенщиков
- Если бы не случай, никакого Цоя могло и не быть, - говорит музыкант группы "АукцЫон" Олег Гаркуша. - В судьбе музыканта же очень много зависит от везения. Цоя первым заметил Гребенщиков - в электричке, когда они с Рыбой (участник "Кино" Алексей Рыбин. - Ред.) ехали после концерта БГ. Цой спел пару песен, Гребенщикову понравилось, он отвел их к Андрею Тропилло (владелец звукозаписывающей студии. - Ред.). И так потихонечку и пошло. Скорей всего, сейчас он давал бы редкие концерты.
- А я думаю, Витя сегодня с концертами вообще бы не выступал, - говорит первый директор группы "Кино" Юрий Белишкин. - Писал бы музыку и песни для кино, сам снимался. Это более размеренная жизнь, а гастроли, концерты - суета, это Витя не любил. Даже название группы не случайно. Где-то внутри у Вити вызревал кинематограф. Сам интересный внешне и внутренне, как актер он наверняка бы состоялся...
|
ЗВОНОК ОТЦУ
"Мы с мамой были уверены, что он станет художником"
Папа Роберт Максимович вернулся домой из Израиля за три дня до годовщины гибели сына. Там ему проводили уже второй курс химиотерапии после операции на гортани.
- У меня все более-менее хорошо, но если долго говорить, горло еще побаливает, - извинился отец музыканта. - Что могу сказать про Витю? За эти годы многое уже забылось… Помню, томатный сок он обожал, мог за один присест трехлитровую банку выпить. Никаких подарков не выпрашивал, мы скромно жили, он это понимал. А вообще мы с мамой были уверены, что он станет художником.
А ЧТО У НАС?
В Киеве именем Цоя назвали сквер
|
На берегу озера Тельбин (Березняки) появится площадка для концертов и спортивная зона.
На участке, где больше восьми лет местные жители воевали с застройщиком, рядом с "деревом Цоя" (на его фоне Виктор пел песню в фильме "Конец каникул" - см. Справка "КП") хотели построить жилищный комплекс. И вот недавно Киевсовет расторг договор аренды земельного участка - депутаты в канун годовщины смерти рокера решили на этом месте создать сквер имени Цоя.
Рядом также планируют достроить небольшой стадион. Обещают повесить мемориальную доску и стенд, посвященный творчеству группы "Кино", а также сделать сцену для фанатских концертов и выступлений молодых групп.
Вокруг этого решения начал разгораться скандал. Национальный союз кинематографистов Украины обратился к мэру Киева в открытом письме с предложением назвать сквер на Березняках не в честь Цоя, а именем Ивана Миколайчука. (Дело в том, что известный сценарист и актер жил рядом с этим местом.) Правда, как нам рассказали в Киевсовете, это обращение вряд ли уже что-то изменит: парк, по сути, уже носит имя Цоя, осталось лишь утрясти формальности. Как компромисс, возможно, в честь Миколайчука переименуют улицу Серафимовича (советский писатель, лауреат Сталинской премии 1943 г.).
Официально открыть сквер Цоя планируют ко Дню Независимости.
СПРАВКА "КП"
На берегу киевского озера Тельбин в 1986 году группа "Кино" и известный ныне режиссер Сергей Лысенко (тогда он был студентом 5-го курса Театрального института им. Карпенко-Карого) снимали фильм "Конец каникул". В кадр попадают пейзажи Березняков и прозванное в народе "дерево Цоя". Фанаты группы по традиции каждый год на день рождения певца (21 июня) собираются на берегу озера и поют "Мы ждем перемен", "Пачку сигарет" и другие хиты перестроечных времен.