Дополнительные фото смотрите здесь>>
Картина о Штирлице с первого показа стала народным «хитом». А герой Исаев - Штирлиц навсегда превратился в национального героя и персонажа многочисленных анекдотов. Удивительно, но эту «тяжелую артиллерию» нашего кино, серьезный и мужской (в ролях в подавляющем большинстве мужчины-актеры) фильм сняла дама - Татьяна Лиознова. Сегодня Татьяна Михайловна болеет, но нашла силы ответить на вопросы корреспондента «КП» о том, как появлялось на свет ее главное детище - «17 мгновений весны».
Тихонов читал текст по бумажке
- Роль Штирлица прославила бы любого актера, - убеждена сегодня Лиознова. - Все - сюжет, актеры - работали на одного героя, Штирлица. Во время съемок я Тихонову говорила: «Ой, Славка, проснешься ты знаменитым!» Это было предопределено. Я придавала значение каждому взгляду актера - у Славы выразительные глаза.
Но один раз он меня ошарашил. Я всегда приходила с оператором в съемочный павильон первой. Мы заранее выстраивали мизансцены. Укладывались рельсы для камеры, и я проигрывала сцену сама (текст назубок знала).
И вот я проиграла сцену Тихонова с Пастором (Пляттом). Актеры зашли в павильон, сели, я - за камеру и говорю Славе: «Давайте почитаем текст». Но тут оказывается, что текст он не знает!
Мы переставили камеру так, чтоб в кадре был Плятт. Тихонов по листочку читал роль. За четыре дубля мы его сняли. Но он все подсматривал в листочек, а я делала вид, что не замечаю. Но в целом всю картину Тихонов отработал добросовестно.
- Вячеслав - сложный человек. Нервы он нам потрепал, - вспоминает второй режиссер картины Алла Заболотская. - У него была высшая актерская ставка, 50 рублей, плюс репетиционные, выходило 75 рублей в день. Мы ему все выплачивали тютелька в тютельку, но ему казалось, что не доплачиваем. Он сидел с ручкой, пересчитывал...
Общий язык с Тихоновым нашла только Лиознова, которая подолгу работала с артистом, вела с ним беседы, уделяла ему максимальное внимание, следила, чтобы у него было хорошее настроение. Она его пестовала и настраивала: мол, ты будешь знаменитым, эта роль - твоя судьба. Психологическая установка сработала. После премьеры Тихонов стал всесоюзно знаменитым, но скромничал, мол, я не великий артист, у меня типаж.
|
- Это фильм не о Штирлице, а о победе нашего народа над фашизмом, - подчеркивает Вячеслав Васильевич, - но я рад, что зрители поверили в моего героя Исаева и многие думали, что действительно существовал такой человек.
Генсек Брежнев, первым на даче посмотревший отснятый материал, впечатлился и приказал разыскать разведчика Исаева, представить к высокой награде. Не найдя вымышленного героя, орден Ленина вручили Вячеславу Тихонову.
Кто придумал походку Плейшнеру?
- Кто лучше всех из актеров сыграл, на ваш взгляд? - спросила я Лиознову.
- Ростислав Плятт! - твердо ответила Татьяна Михайловна, обычно скупая на похвалу. - Это удивительный, золотой человек был. Когда мы приехали после съемок в Москву, он звонил каждый день и спрашивал: «Хозяйка, ну когда начнем работать?» Уже картина кончилась, а он тосковал по работе.
Любимцем группы был Евгений Евстигнеев.
- В телеинтервью после смерти Евстигнеева Лиознова сказала, что это она ему придумала необычную, знаменитую походку профессора Плейшнера. А я была на площадке и видела, что походка - его личное изобретение. Евстигнеев тщательно работал над образом, вкладывал душу. И я разругалась с Лиозновой, которая присвоила находку артиста себе. С тех пор мы с ней не разговариваем, - рассказала «КП» второй режиссер Алла Заболотская.
|
В первый день съемок Броневой женился...
В жизни Леонида Броневого картина «17 мгновений весны» сыграла буквально мистическую роль. До этого фильма его не снимали в кино, хотя предложения были. Броневой выбирал, на удачу согласился играть у Лиозновой. В тот период познакомился с девушкой. Рассказал ей, что переживает из-за первой роли в кино, и невеста помогала зубрить роль, исполняя на домашних читках Штирлица. Броневой не ошибся ни с выбором первой киноработы, ни с выбором жены - они по сей день вместе, на юбилей фильма отметят годовщину брака.
На съемках бесподобной фишкой в игре Броневого стало его нервное подергивание головой - костюмеры пошили узкий ворот его мундиру, и актер делал движения шеей, чтобы ослабить давление.
- Почему вы перестали дергать шеей? - однажды спросила на съемках Лиознова актера.
- А что, надо дергать? - удивился Броневой.
- Да-да, так очень хорошо.
Случайная находка стала красочным штрихом к характеру Мюллера.
...а Градова - нашла мужа
Радистку Кэт сыграла Екатерина Градова. Однажды на Студии им. Горького в перерывах между съемками Градова и Лиознова обедали в буфете. К ним подсел молодой человек. Татьяна Михайловна с озорством толкнула актрису в бок: «Катька, смотри, какой красавчик, хватай его!»
Градова и схватила. Красавчиком оказался Андрей Миронов, снимавшийся в соседнем павильоне. Вскоре актеры поженились. У них родилась дочка Маша Миронова.
В фильме «17 мгновений весны» у героини Екатерины Градовой один ребенок, а второго она добровольно спасает и - по логике сюжета - наверняка усыновит. В жизни актриса тоже взяла на воспитание ребенка из детдома.
Кстати, мало кто знает, что сначала эпизод, в котором радистка Кэт спасает двоих малышей, снимали не с реальными детьми, а с куклами. Но Лиознова велела найти настоящих грудничков - чтоб было все правдоподобно.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
Разведчика номер один «клонируют»
Успех фильма Лиозновой «17 мгновений весны» был огромным - когда показывали серии, с улиц Москвы народ сметало к экранам телевизора. И вот теперь его планирует повторить режиссер «Ликвидации» Сергей Урсуляк. Он собирается снять историю жизни разведчика в молодые годы и предложить зрителю нового Исаева в исполнении актера Даниила Страхова.
- Я не делал проб, артистов пробы травмируют, - говорит Урсуляк. - Но мне кажется, я не ошибся в выборе главного героя.
Старшее поколение артистов скептично отнеслось к идее делать второго Штирлица.
- Я не буду смотреть новый фильм, - категорично заметил Вячеслав Тихонов. - Считаю это ненужным.
- Ко мне обращались, но я советов не даю, - не менее однозначна в суждениях и режиссер Лиознова. - Мне не понравилась эта затея, смотреть нового Штирлица не собираюсь.
Но, с другой стороны, по всем опросам, народ будет рад возвращению любимого героя. В конце концов Джеймса Бонда играли аж шесть (!) разных актеров. И образ этого разведчика только выиграл. А Штирлиц чем хуже?!
КИНОПРОБЫ
На главную роль в фильме, помимо Вячеслава Тихонова, претендовал Арчил Гомиашвили (прославившийся ролью Остапа Бендера в «Двенадцати стульях» Гайдая). У Лиозновой и Гомиашвили на тот период был роман, им хотелось работать вместе. Арчил был уверен: получит перспективную роль, но высшее руководство зарубило его кандидатуру, посчитав, что «лицо кавказской национальности» не имеет шанса стать народным героем. Гомиашвили обиделся, уехал в другой город, вскоре женился и прекратил с Лиозновой отношения (хотя, как говорили, они планировали пожениться). Также главного разведчика страны мог сыграть Олег Стриженов. Он тоже пробовался на роль Штирлица. Но утвердили на роль Тихонова, киношники говорили: он выразительно «промолчит».
Раневская отказалась от роли
Почтенная фрау Заурих, по идее режиссера, должна была олицетворять женщину-мать, которая понимала Штирлица, и только ей строгий и застегнутый на все пуговицы Исаев доверял сокровенные мысли, приоткрывал ей душу. Эту драматическую роль писали под Фаину Раневскую. Но она, прочитав сценарий, сказала, что роль эпизодическая и играть там нечего.
Как актрису ни уговаривали - цветы домой посылали, письменные просьбы, - Раневская не удостоила своим участием картину.
Заурих в фильме сыграла Эмилия Мильтон.
Леониду Куравлеву предлагали эпизодическую роль Гитлера. Но проба не получилась. Лиознова стала пробовать актера на роль эсэсовца Айсмана. Куравлеву прилепили горбинку на нос, сделали повязку на глаз и поставили задачу: чтобы он одним глазом буквально прожигал своего партнера в кадре. Получился характерный персонаж.