22 декабря
Загрузить еще

За один "шефский" концерт Высоцкий получал месячный театральный оклад

За один
Фото: Высоцкому запрещалось давать платные концерты - не было необходимой тарификации, и поэтому его выступления назывались «шефскими». Фото: Евгений ГИК

Несмотря на такой большой срок, имя Владимира Семеновича и его творчество вызывает интерес до сих пор. И ценно каждое воспоминание о нем. Шахматный мастер и литератор, автор множества книг Евгений Гик был организатором легендарных концертов Высоцкого в различных НИИ. И впервые рассказал "Комсомолке", как проходили эти "шефские" выступления.

Билеты - как вершина власти

…В середине 70-х я познакомился с человеком, обладавшим тогда почти неограниченными возможностями. Действительно, главный администратор Театра на Таганке Валерий Янклович был всемогущей фигурой: Герои Советского Союза и Социалистического Труда стояли в очереди, чтобы заглянуть к нему в окошко и вымолить пару билетов на "Гамлета" (с Высоцким в главной роли) или "Мастера и Маргариту". И вот благодаря удачному стечению обстоятельств мне удалось войти к нему в доверие, добиться почти невозможного - ежедневно на мое имя, словно какому-нибудь VIP, в таганской брони резервировалось два билета на текущий спектакль. Могу признаться, что приглашение понравившейся девушке посетить спектакль в популярном театре действовало почти безотказно... И порой мне казалось, что я уже достиг вершины "власти". Но вскоре выяснилось, что истинная власть ждет меня впереди.

Однажды Янклович спросил, не могу ли я провести в своем НИИ концерт Владимира Высоцкого. Я лишился дара речи. О том, чтобы посетить сольный концерт Высоцкого, к тому же самому его организовать, можно было только мечтать. И вот у меня началась новая жизнь, наконец-то я понял, что не зря получаю кандидатскую надбавку.

Представьте себе мой триумф, когда все было готово, и в моих руках сосредоточилось более 400 (!) билетов на Высоцкого, которые я мог раздавать по собственному усмотрению. Можете мне поверить, что все знакомые директора магазинов получили по два законных билета...

Высоцкий приехал, дал незабываемый концерт и уехал, а я в своем НИИ стал чуть ли не национальным героем. Начальство больше не интересовали мои научные результаты, оно хотело знать только, когда снова встретится с любимым артистом. Спустя несколько недель я провел второй концерт Владимира Семеновича, затем третий. Напомню, что Высоцкому запрещалось давать платные концерты - не было необходимой тарификации, и поэтому его выступления назывались "шефскими", а конверт с гонораром всякий раз тайно вручался Валерию Янкловичу, менеджеру артиста. (Кстати, в телесериале "Место встречи изменить нельзя" Валерий Павлович тоже был рядом с Высоцким-Жегловым и сыграл, по сути, самого себя - администратора театра - в эпизоде с арестом Ручечника-Евстигнеева.)

А вскоре слава моя вышла далеко за пределы института. Мне звонили десятки людей из разных мест, упрашивая провести у них концерт Высоцкого. Так, незаметно, я сам превратился в мини-Янкловича, и хотя организатор из меня никудышный, пришлось развернуть кипучую деятельность. Случалось, что Валерий лишь согласовывал с Высоцким дату выступления, сообщал ее мне, а на концерт даже не приезжал. В такие счастливые дни я сам, на зависть всем поклонникам барда, нес гитару Высоцкого, которую вручал ему прямо перед выходом на сцену...

Евгений Гик (справа) был организатором легендарных концертов Высоцкого в различных НИИ. Фото: Евгений ГИК

На концертах никогда не пил

Надо сказать, что не все концерты протекали гладко. Так, однажды мы с Янкловичем подъехали за Высоцким на "Мосфильм". Валерий вышел за ним на минутку, но вернулся с Владимиром только через час, съемки неожиданно затянулись. В результате мы примчались в МИЭМ - концерт в тот день проходил в этом институте - только в 14.20, с сильным опозданием. А на 15.00 в аудитории уже было назначено партийное собрание. О его переносе не могло быть и речи (хорошо еще, что партком вообще разрешил провести "шефский" концерт). Однако Высоцкий взял такой темп, пел с таким азартом, что и в цейтноте успел выполнить свою программу - ни один человек не покинул зал разочарованным.

Бывали случаи, когда в один день проводилось сразу два выступления - Высоцкий работал на износ. В среднем - 30 концертов в месяц.

Иногда он сетовал, что в театре у него смехотворная ставка, гонорары за пластинки мизерные, и выручают только концерты. Первоначальная зарплата Высоцкого в театре была 105 рублей в месяц. В последний год жизни она была максимальной, но не больше 250 руб. А за один концерт платили гонорар в размере 200 рублей, из них 150 получал Высоцкий и 50 - Янклович. Деньги собирались со зрителей: билет - 1 рубль. Часть билетов - организаторам и их знакомым - были бесплатными. Если денег оказывалось больше, они шли на цветы и коньяк. Но должен сказать, что на концертах (во всяком случае, которые проводились через меня) Володя никогда не пил, говорил, что ему нельзя - зашит…

Последние выступления

В середине июля 1980-го, за две недели до смерти артиста, мне позвонила Людмила Сигаева из Московского НИИ эпидемиологии и микробиологии имени Габричевского. Хотя я не был знаком с этой девушкой, легко догадался, какая последует просьба. Я, как обычно, связался с Янкловичем, и дело закрутилось. И вот 14 июля 1980 года состоялся очередной концерт. Хотя Высоцкий чувствовал себя неважно, но был в ударе - читал стихи, рассказывал о своих песнях, пел с необычайной энергией. Успех был неимоверный. А атмосфера напоминала мне спектакль "Вишневый сад" на Таганке - все было белым-бело. Концерт проходил в служебное время, и сотрудники института, медики, которых собралось в два раза больше, чем вмещал зал, явились в рабочей одежде - белых халатах.

На этом выступлении Высоцкий впервые исполнил песню "Грусть моя, тоска моя", о чем сам объявил. Видимо, это было последнее, что он успел написать. Во всяком случае, песня завершает многие его сборники.

Концерт этот, как оказалось, к великому сожалению был последним в Москве. А его самое последнее выступление в жизни, уже в Подмосковье, в Подлипках, состоялось 16 июля. Через два дня, 18 июля, прошел и последний спектакль "Гамлет", самый знаменитый с его участием. 

КСТАТИ

Поэт и шахматист

До поры до времени Высоцкий, кажется, рассматривал меня как менеджера мелкого масштаба, кем-то вроде замдиректора Дома культуры. И когда в 1976 году я подарил ему свою первую книжку "Математика на шахматной доске", он был искренне удивлен. От человека, который так ловко носит его гитару, он никак не ожидал, что тот имеет ученую степень, к тому же шахматный мастер.

Кстати, Станислав Говорухин рассказывал, как давал Володе шахматные уроки, которые пригодились Высоцкому при работе над песней, посвященной его "матчу" с Фишером. А на подаренной поэту книге я сделал следующую надпись: "Владимиру Высоцкому, ученому и шахматисту (автору песен "Товарищи ученые" и "Честь шахматной короны") с глубоким уважением и восхищением от автора. Ноябрь 1976. ХХ век. Евгений Гик".

Новости по теме: Владимир Высоцкий