- Виктория, стартовала вторая "пятилетка" фестиваля. Что изменилось?
- В этот раз мы делаем ставку на европейский тренд. Хотим привлечь иностранных гостей, чтобы их было не 5-10 тысяч, как сейчас, а сотни тысяч. В Европе более утонченный кинозритель, ему есть с чем сравнивать наш фестиваль - Берлин, Канны, Торонто, Санденс и т. д. Мы равняемся на эти события. Гости ОМКФ создают экономический эффект, а платежеспособность иностранцев отличается от украинцев, это еще один повод их привлечь. Пришло время посчитать экономический эффект от больших культурных мероприятий.
- В стране непростая ситуация. Как в связи с этим проходит фестиваль?
- На сегодняшний день нас знают, наше реноме уже работает. Стало проще приобретать копии фильмов, цены для нас стали более лояльными. С другой стороны, тяжело - военный конфликт, тяжелая экономическая ситуация осложняют приглашение гостей.
Тем не менее мы создали новую программу, где есть и кино, и музыка - "Мьюзик бокс": фильмы о музыке и музыкантах - Курте Кобейне, группе "ДрахаБраха". Это другой - киномузыкальный формат.
А есть такие программы - визитные карточки, такие как open-air на Потемкинской лестнице. Равным им нет в мире. Мы показываем старые фильмы - редкие копии. В этом году для нас уникальный опыт - приезд оркестра Майкла Наймана. Он сделал подарок публике - сыграл отрывок из произведения "Броненосец "Потемкин", которое взорвало 15-тысячную толпу. Мы хотим пригласить представителей Книги рекордов Гиннесса, чтобы они зафиксировали факт самого масштабного кинопоказа open-air в Европе.
- Сколько денег уходит на организацию и проведение фестиваля?
- Фестиваль делать не затратным невозможно. Это большое явление, к тому же есть понятие "стандарты международного кинофестиваля", которых нужно придерживаться.
Считать можно просто: если на фестивале 100 картин, с каждой приезжает один-два иностранных гостя - режиссер и актер. Они обычно представляют примерно 35 стран, у многих дальняя география, а летают наши гости, как правило, бизнес-классом. Средний перелет обходится около 100 тысяч гривен, а билеты для гостей из Японии, например, стоят около 150 тысяч… Общий бюджет нашего фестиваля 2 миллиона евро, а Министерство культуры выделило в этом году 100 тысяч гривен.
В ТЕМУ
Депрессняк и вселенская усталость
Лучшие фильмы ОМКФ-2015.
Целую неделю с утра до глубокой ночи в кинотеатрах Одессы показывали фестивальное кино. Среди них много картин, которые до приезда в Украину стали сенсацией международных кинофорумов - на Берлинале, в Каннах, Венеции. В большинстве этих фильмов прослеживается некая общая черта: они депрессивны, а часто и вовсе безысходны. Такое ощущение, что на мировой кинематограф навалилась вселенская усталась. А еще где-то на краю сознания от просмотра этих фильмов постоянно пульсирует мысль о том, что большинство режиссеров готовят своего зрителя к грядущему Апокалипсису. Одним словом - артхаус. Тут попкорн не поможет.
Но что в этом году на ОМКФ действительно радует, так это программа украинских фильмов. Это и шокирующий "Плен", и потрясающающая по красоте лирическая история "Песнь песен", снятая Евой Нейман по мотивам произведений Шолом-Алейхема.
Большой успех у документального фильма "Живая ватра" о жизни закарпатских овчаров. Этому фильму, снятому молодым режиссером Остапом Костюком, зрители аплодировали стоя. По-настоящему блестящая киноработа, в которой хорошо все - от идеи и саундтрека до финальных титров.
На ОМКФ также был представлен (вне конкурса) уже известный фильм "Братья. Последняя исповедь", снятый украинским режиссером Викторией Трофименко.
В общем, приятно отметить, что украинское кино есть и за него не стыдно.
Больше новостей ОМКФ-2015 - на канале "Украина" в программах "Утро с Украиной" и "События".