Итак, в Одессе состоялась мировая премьера психологического триллера Captum (lat. "Плен"), снятого украинским режиссером Анатолием Матешко. Как известно, за лучший фильм кинофестиваля голосуют кинозрители. И вряд ли эта картина победит, поскольку она оставляет массу смешанных, по большей части негативных эмоций. Ведь речь идет о том, как несколько охранников-палачей издеваются над людьми. Они держат пленников в бараке, пытают, а когда им хочется поразвлечься, выпускают парочку жертв на минное поле и спорят о том, какой из них быстрее подорвется на мине. Кровь, мучения, куски человеческих тел, а главное - осознание того, что предела человеческой мерзости, которая проявляется в кризисных ситуациях, нет. Одним словом, гнетущее кино с рейтингом 18+.
Хотя кинокритики говорят о том, что такие фильмы должны рождаться в период больших социальных катаклизмов. "Плен" же стал первым, потому что был снят в кратчайшие сроки (за семь дней!) на частные деньги (бюджет был минимальным). Таким образом, создатели ушли от бюджетных проволочек.
Кстати, в фильме звучит композиция популярной всемирно известной панк-рок-группы Gogol Bordello, создатель которой - украинец. Как рассказал "Комсомолке" продюсер картины, сначала шел разговор о гонораре за музыку. Но после того как ребята посмотрели отрывки из фильма, они подарили музыку бесплатно.
В мае "Плен" представили на закрытом показе на фестивале в Каннах (украинский фильм не взяли в конкурс из-за слишком жестоких сцен). Французская пресса рассказывала, что Катрин Денев вышла из зала вся в слезах, многие другие кинознаменитости тоже были поражены увиденным.
На Московский кинофестиваль картину также не взяли. Никита Михалков по этому поводу заявил - мол, такие фильмы не должны показывать в России.
После Одессы украинский триллер отправится на фестиваль в Торонто. Не исключено, что его покажут и на ближайшем Берлинале. В украинский прокат он выйдет в октябре.
Не раскрывая сюжет, скажем, что у фильма очень неожиданный финал, который действительно заставляет задуматься и расплакаться. И мысль о том, что никакое зло в мире не остается безнаказанным, тоже присутствует, что, собственно, и оправдывает это страшное кино.
ИЗ ПЕРВЫХ УСТ
Владимир ГОРЯНСКИЙ: "Людям нужно вернуть чувство страха"
Известный актер рассказал, каково ему было играть в триллере "Плен" убийцу и палача.
Главную роль охранника-палача в триллере исполняет популярный украинский актер Владимир Горянский. Зрители знают его по ролям исключительно в мелодрамах и комедиях, поэтому представить себе этого милого человека кровавым мучителем-убийцей очень сложно. Чтобы войти в образ, Владимир Горянский три недели ничего не ел, кроме воды и хлеба…
- Да, "Плен" - cтрашное кино! - эмоционально говорит Горянский. - И мое мнение, после того что я пережил на съемочной площадке, - привыкать к войне нельзя. Мы же дошли до того, что стало нормой, когда в одной части страны воюют и убивают, а в другой - люди сидят в кафе и ходят в кино. Вот это самое страшное. Мы привыкаем к крови, и это неправильно. Людям нужно вернуть чувство страха.
Когда убивают, это для цивилизованного общества ненормально. Поэтому многие сцены и диалоги выстроены в фильме так, чтобы человеку стало не по себе.
- У вас в фильме сложный психологический образ, необычный для актера Горянского. Как он вам давался?
- Фильм сняли за семь дней, что кажется абсолютно нереальным. Это было полгода назад, мы выполняли свой гражданский долг, поэтому ни у кого лишних вопросов не возникало. Мы понимали, что это нужно снимать и срочно.
То, что там происходило, это было настоящее реалити. Представляете себе: февраль, холод жуткий, а мы, актеры, валяемся в ледяной грязи. Лариса Руснак (исполнительница главной женской роли) все время босиком. Я ей говорю: "Обуйся", а она мне: "Нет, там люди гибнут, а мы будем в валенках играть?!" Я на эти семь дней абсолютно отключился от нормальной жизни. Постарел. Но мне это нравилось. Мой педагог когда-то учил: трагедию нужно играть с хорошим настроением. У меня был азарт, а еще много боли, потому что было по-настоящему страшно.
- В фильме ваш герой в какой-то момент говорит, что ему становится скучно убивать людей. Это же за гранью понимания!
- Представляете, до чего человек довел себя, насколько он далеко зашел, что насилие и убийство людей становится для него жуткой рутиной.
- По-вашему, этично ли вообще снимать подобное кино?
- Про этичность много дискутируют. Мы дошли до того, что кино, которое ставит серьезные вопросы, у нас вообще не снимается. Проблемы, с которыми мы встречаемся в жизни каждый день, не экране не отражаются никак. У нас из киножанров сегодня популярны комедии, мультики и фэнтези. Мне же кажется, что время диктует, чтобы кино становилось более проблемным, более социальным.
СЛОВО ПРОДЮСЕРУ И РЕЖИССЕРУ
"Пока люди будут воевать, эта картина будет актуальна"
"Комсомолка" поинтересовалась у продюсера и автора идеи фильма Александра Итигилова, а также режиссера Анатолия Матешко, не боятся ли они, что их обвинят в конъюнктурности, ведь когда на дворе война, легче всего снять картину о войне, представляя все ужасы, творящиеся в зоне АТО.
- Мы, наоборот, старались всячески избежать этого, - говорит Итигилов. - Поэтому и язык выбрали универсальный, и все знаки различия стерли: никаких поползновений в сторону конъюнктурности. Нам хотелось снять фильм на века. Пока люди будут воевать, эта картина будет актуальна. Потому у нас и название такое непростое - Captum. Латынь. Хотелось, чтобы название выходило за рамки нашего региона. Captum - это у нас притча о войне в ее глобальном значении. Мы просто узнаем в фильме свои реалии, но такие события могут разворачиваться в любой точке мира.
- Мы никого в этом фильме не осуждаем, - поясняет режиссер Анатолий Матешко. - Не говорим, что эти парни слева - правы, а те, что справа - нет. Мы не делаем оценок. Главный конфликт фильма происходит внутри человека. Исследуется момент, когда человек откликается на те вызовы, которые приготовили ему время и судьба. Один, извините, становится свиньей, а другой – святым. А ведь казалось, что в мирной обычной жизни эти два человека друг от друга ничем не отличались.
|
- Ваш фильм получился, если можно так казать, слишком "пыточным". Зачем столько жестокости?
Александр Итигилов: - Я хотел, чтобы зритель прошел эмоциональные пытки. Сегодня очень трудно расшевелить человека, чтобы он прочувствовал более тонкие вещи.
Анатолий Матешко: - Долгое время я от этого проекта отказывался, но когда вошел в него, меня было не остановить. Это были не просто съемки, это был кусок жизни, который мы прожили очень непросто. Я понимаю, что у фильма будут и поклонники, и враги. Но мы сделали свое дело, и мы уже ничего не боимся.
- А во время съемок вам не страшно было?
Анатолий Матешко: - Мне последние два года вообще было страшно жить. А вам не страшно? В этом фильме и моя депрессия, и истории наших друзей, которые уходили на войну, а все сбрасывались им на бронежилеты. Снаряжали воинов всей семьей, как в Средневековье.
Когда мы уже отсняли материал для фильма, показали его одному нашему другу, очень яркому человеку, который в АТО был волонтером. Он посмотрел и сказал: да, все так, как в реальной ситуации в Донбассе. Он меня поразил одной своей фразой, которой описал то, что с ним произошло за полгода на войне: "Моя душа просто стерта, ее нет".
Мы не хотели делать приукрашенный фильм для тех, кто делает вид, что войны нет. Сейчас не до тургеневского языка.
- Снимая такой страшный фильм, вы не боялись, как у нас любят говорить, испортить себе карму?
Анатолий Матешко: - Нет, наоборот. Когда мы отворачиваемся от беды, шока, уходим в тень - тогда карма и портится. А когда мы проговариваем свою беду, проживаем с эмоциональной болью, показываем ее в кино и заставляем зрителя через эмоциональный стресс выходить из кинозала обновленным, тогда мы делаем все правильно.