В своем последнем романе "Таинственная страсть" Василий Аксенов без прикрас изложил воспоминания о своей жизни, отношениях с друзьями и между ними. Там есть все: отношения с властью, дружба, предательства, любовь и измены. Иногда иронично, иногда злобно, иногда трогательно. В центре событий - культовые герои 1960-х годов: Белла Ахмадулина, Владимир Высоцкий, Евгений Евтушенко, Иосиф Бродский, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Андрей Тарковский, Юрий Нагибин, сам Василий Аксенов и две его жены.
В книге и соответственно в сериале имена реальных персонажей изменены, но прототипы угадываются за ними без особого труда.
|
Вместо Василия Аксенова - Ваксон (актер Алексей Морозов), Беллы Ахмадулиной - Нэлла Аххо (Чулпан Хаматова), Евгения Евтушенко - Ян Тушинский (Филипп Янковский), Андрея Вознесенского - Антон Андреотис (Евгений Павлов), Роберта Рождественского - Роберт Эр (Александр Ильин-мл.), Владимира Высоцкого - Вертикалов (Сергей Безруков), Эрнста Неизвестного - Известнов (Александр Большаков), Иосифа Бродского - Протский (Артур Бесчастный), Булата Окуджавы - Кукуш Октава (Алексей Агопьян).
- На Аксенова я подсел 5 - 6 лет назад, - вспоминает режиссер Влад Фурман ("Бандитский Петербург", "Куприн. Яма"). - Вскоре появился сценарий Елены Райской по "Таинственной страсти" на 12 серий. Очень удачно ей удалось создать сквозное действие, которого в романе Аксенова, кстати, не было. У нас писатель Ваксон предстает не только как персонаж мемуаров, но и как герой произведений Аксенова. Тема романа "Звездный билет", отношения с коллегами, с женами, с властью - все органично переплелось. Мы снимаем интерпретацию "Таинственной страсти", но в духе Василия Аксенова. Как он писал, "эти события были, могли бы быть или хотелось бы, чтобы они произошли".
КСТАТИ
Актеры очень похожи на писателей
Удивительно: каждый из актеров похож на прототипа своего героя без всякого пластического грима.
- Мы не играем Василия Аксенова в лоб, - поясняет Алексей Морозов. - Это наш взгляд на реальных людей. В этом смысле мы свободны.
Чулпан Хаматова также обошлась без парика и силиконовых масок. Чуть вздернутый подбородок и мимолетная инопланетность взгляда - этого почти достаточно для удачного визуального перевоплощения.
- Хочу передать собственные ощущения о Белле Ахатовне Ахмадулиной, - признается Чулпан Хаматова. - Невероятный талант, умение виртуозно обращаться с русским языком и слогом. Это такая поэзия, когда бутоны смысла начинают разворачиваться лепесток за лепестком, и невозможно не влюбиться в это.
|
Молодой актер "Современника" Евгений Павлов выглядит словно внук Вознесенского.
- Когда в 2006 году мы праздновали 50-летие театра, Сергей Леонидович Гармаш готовил поэтическую программу по произведениям шестидесятников, - вспоминает актер. - И еще тогда он мне сказал: "Женя! Возьми Вознесенского, ты на него похож!" И вот мне предложили попробоваться на роль Вознесенского. Мистика! Я посмотрел фильм "Застава Ильича" (в картине 1964 года показана сцена выступления молодых поэтов Вознесенского, Евтушенко, Ахмадулиной, Рождественского в Политехническом музее. - Авт.), выучил стихотворение и отправился на кастинг. Утвердили!
Прозвучат в картине песни Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого, которого Сергей Безруков, кстати, тоже сыграет без грима. По поводу авторских прав режиссер консультировался на самом высоком уровне - говорили с Евгением Евтушенко и Зоей Богуславской.
- Для того чтобы прикоснуться к материалу, мы сняли для родственников фигурантов романа полноценный фильм! - продолжает режиссер. - Короткометражная картина на 22 минуты с оригинальным сценарием по мотивам основного. Он понравился родственникам. Нас благословила на работу Алла Киреева, вдова Роберта Рождественского, и мы приступили. В нашем сериале нет копания в грязном белье, исследования проблем алкоголизма, мы пытаемся нащупать ощущение времени, которое двигало людей на поступки.
НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Пролетающий, в небе тающий
Чтобы визуализировать творческий процесс, создатели "Таинственной страсти" придумали необычный ход.
- У режиссера есть изящная идея, - делится актер Алексей Морозов. - Мы называем ее "пролетающий, в небе тающий" - это образ творческой силы, которая гуляет над человеком в момент творения. У нас будут летающие, крутящиеся камеры, дроны, которые взмывают над героями и показывают, что происходит с миром во время процесса творчества. Таких эффектных сцен будет немало.
|
|
|