21 ноября
Загрузить еще

Одна из лучших оперных певиц мира украинка Людмила Монастырская: "Пласидо Доминго всегда дарит мне перед спектаклем белые гвоздики"

Одна из лучших оперных певиц мира украинка Людмила Монастырская:
Фото: Вот уже несколько лет легендарный тенор приносит цветы для «дорогой Людмилы» прямо в гримерку. Фото: Личный архив Людмилы Монастырской

По мнению критиков, сегодня Монастырская - лучшая исполнительница партии Аиды. При этом Людмила - наша соотечественница, которая, несмотря на загруженность ангажемента, регулярно приезжает на родину и поет в спектаклях Национальной оперы.

Такая далекая и недоступная дива оказалась приятнейшей собеседницей, простой и милой, щирой украинкой с простыми человеческими заботами. И лишь ее гордая осанка и потрясающий голос постоянно напоминали о том, что перед нами королева мировой сцены. 

Лучшая за последние 50 лет

- Людмила, с первого взгляда на вас поражает гордая осанка, королевская посадка головы. Где вы всему этому научились?

- Я этому училась еще с детства. Мой педагог по фортепиано требовал, чтобы я сидела за инструментом как королева. Мама говорила об этом постоянно. Да и потом педагоги спуску не давали.

- У вас в "Макбет" необыкновенно кровожадный взгляд. Откуда у оперной дивы такие актерские способности?

- Оперная дива - понятие размытое. Быть не только певицей, но и хорошей актрисой - это обязательная составляющая любого профессионала в нашей области. Мне роль Леди Макбет интересна, мне нравится ее интерпретировать, развивать... У этой роли есть эволюция на протяжении всего спектакля: мы видим Леди Макбет в начале, когда она задумывает преступление, и в финале, когда она уже не владеет собой, сходит с ума.

- Вы свою героиню оправдываете?

- Я бы не хотела выступать судьей персонажа, но всегда нужно помнить о том, что любой человек слаб. Кроме того, чтобы ради власти не брезговать ничем, нужно быть человеком особого склада. На самом деле Леди Макбет такой страшный образ, что не нужно в него сильно вникать. Он дается мне очень непросто. Я всегда стараюсь между спектаклями делать перерыв, как говорится, "уходить в контрасты" - в кино, на аттракционы, да куда угодно, лишь бы отвлечься.

- С ролью Аиды у вас происходит то же самое?

- Аида мне сейчас уже не так интересна, как когда-то. Я эту роль спела уже больше ста раз, поэтому хочется разнообразия, другого материала, других музыкальных и технических задач.

- При этом многие называют вас лучшей исполнительницей роли Аиды в мире... 

- Не знаю. Но, как минимум, так интерпретируют слова генерального менеджера "Метрополитен-опера" Питера Гелба. Он сказал, что за последние 50 лет лучше певицы в роли Аиды он не слышал, и поблагодарил меня за роль.

А я благодарна "Метропо­литен-опера" за то, что поверили в меня и дали дебютировать именно в роли Аиды (дебют состоялся 15 декабря 2012 года, причем театр устроил прямую телетрансляцию постановки по всему миру. - Авт.).

"Отношение к артистам на Западе очень жесткое"

- Сейчас говорят "лучшая Аида", а ведь когда-то вы были одной из сотен выпускников консерватории. И многие из них сейчас вовсе сидят без работы.

- Как и я в свое время. Но жизненные обстоятельства закаляют характер. Творческий путь очень тернистый почти у каждого начинающего певца. Когда я в начале карьеры не смогла остаться в Национальной опере, очень много гастролировала с разными оркестрами, зарабатывала деньги. Это была серьезная школа. Затем я все же стала солисткой Национальной оперы, ну а потом меня услышал менеджер из Европы Дэвид Завалковский (кто-то из моих коллег показал ему запись). В 2009 году он приехал в Киев, переслушал все мои партии в театре, а дальше встретился со мной и спросил: "Что вы здесь делаете? Вы большой артист, вам нужно развиваться!" Спустя какое-то время он стал моим генеральным менеджером.

- Сложно получить контракт на Западе?

-  После того как я стала появляться в Европе, выступать в концертах, спела в нескольких постановках, контракты пошли один за другим. Сейчас моя творческая жизнь расписана на четыре года вперед. На Западе хорошо отлажен механизм подбора артистов: при театрах существуют кастинг-директора, которые постоянно находятся в процессе подбора исполнителей на роли в спектаклях.

- Вы уже больше пяти лет работаете за рубежом, чему эти годы научили вас как артиста?

- Отношение там, можно сказать, очень жесткое: ты подписал контракт и приехал исполнять свою роль. Простыми словами: твое дело как артиста - выходить на сцену и петь. Несмотря на любой, даже суперзвездный статус, ты прежде всего артист, который обязан качественно выполнять все условия контракта. И это относится даже к таким брендам в опере, как Пласидо Доминго.

- На Западе вас воспринимают как украинскую или русскую певицу?

- Иногда пишут, что я - русская. Бывает, проскальзывает. А в начале моей карьеры, когда у меня брали интервью, порой спрашивали, мол, Украина - это где, в Молдавии или в Румынии? Странно, конечно, настолько не знать географию, ведь Украина - это огромная страна в центре Европы. Хотя сейчас уже все запомнили, что я из Украины.

Доминго покорил Монастырскую не только голосом, но и "целебной энергетикой". Фото: Личный архив Людмилы Монастырской 

 "Я видела, как пожилые женщины целовали Пласидо ботинки!"

- В последнее время вы часто поете с легендарным Пласидо Доминго. Это правда, что перед каждым спектаклем он дарит вам белые гвоздики?

- Правда. Первый раз это произошло на премьере "Макбет" в берлинской Штатс-опере и с тех пор часто повторяется. Он приходит ко мне в гримерку и говорит: "Кара Людмилла!" (cara с ит. - дорогая) и дарит пять белых гвоздик. Такого вообще никто никогда не делает. А он вот дарит, и это его очень хорошо характеризует как мужчину. Он такой чудесный, такой позитивный, мне кажется, что он способен одной своей энергетикой лечить людей.

- Думаю, он далеко не всем цветы дарит.

- Мне тоже так кажется. Я вижу, что он ко мне очень благоволит, и я ему за это необыкновенно благодарна. Это счастье работать на одной сцене с таким профессионалом и человеком. Мы недавно исполняли с Пласидо в Барселоне  концертную версию оперы Верди "Двое Фоскари". Боже, какой был прием! Он уже пять лет в Барселоне не пел, его очень ждали. Я своими глазами видела, как пожилые женщины целовали Пласидо ботинки! Ему устроили сумасшедшую овацию. А Пласидо мне после концерта сказал: "Смотри, Людмилла, такой прием возможен только в Лисеу (Гранд-театр в Барселоне. - Ред.), а Ла Скала таких эмоций себе никогда не позволит".

- А когда ждать следующего выступления в Киеве?

- Я обязательно перед Новым годом дам концерт в Киеве. И обязательно буду петь в своей любимой Национальной опере, солисткой которой являюсь. Чем очень горжусь! 

КСТАТИ

О гонорарах

- Я слышала, что у вас на Западе статус певицы Top Fee. Это что означает?

- Это значит, что артистам этого статуса театр платит гонорар, выше которого не платит никому. 

- А это в вашем случае много?

- Сумма неплохая. Но ведь не нужно забывать, что артист, приезжая на спектакль, находится в той стране на полном самообеспечении. Редко, когда театры оплачивают перелет. Певец сам себе снимает апартаменты. Если хочешь, можно на весь гонорар снять отель. Но я, если репетиционный период длинный, предпочитаю арендовать квартиру с кухней, чтобы иметь возможность хоть изредка готовить. Ну как я без украинской кухни? (Улыбается.)

- Кроме того, в Европе и США артист платит из гонорара солидные налоги.

- Да уж. К тому же в "Метрополитен-опера" в конце 2014 года артисты подписали договор, что все получат на 7% меньше оговоренного гонорара. К слову, до недавнего времени Америка с украинских артистов налогов не брала. Сейчас все изменилось - уже два сезона берут 30%. В Италии и Германии - налог 40%, в Испании - 22%, в Великобритании - 20%. Плюс процент отчислений менеджеру.

Новости по теме: Людмила Монастырская Опера