Согласно международным договоренностям, Украина должна была перейти на "цифру" и отказаться от аналогового ТВ уже в июне этого года. Как, например, Беларусь, которая с 15 мая живет уже в цифровом телеполе. Однако наша страна, по данным Национального совета по вопросам ТВ и радиовещания, не готова к переходу на цифровое телевидение в связи с неполным покрытием территории цифровым телесигналом и отсутствием обеспечения всех малообеспеченных слоев населения телевизионными приставками. Дело в том, что в Украине до сих пор смотрят телевизор по обычной антенне около 10 млн семей (больше половины), и если сейчас им "вырубить" сигнал, то возмущение людей может перерасти в настоящий "телевизионный майдан".
По мнению многих представителей телекоммуникацинного рынка Украины, в сложившейся ситуации есть конкретный камень преткновения. Речь идет о фактическом монополисте цифрового ТВ в нашей стране - компании "Зеонбуд" (читатели наверняка помнят рекламные ролики Т2).
Появился "Зеонбуд" на украинском рынке в далеком 2010 году. Появился внезапно и неизвестно откуда. Удивительно, но предприятие с почтовым ящиком на бесплатном сервисе Mail.ru и с неизвестными соучредителями стало победителем в конкурсе на получение единственной лицензии (хотя это и не конкурс был, а так - одно название) на цифровизацию страны.
Четыре года назад компания "Зеонбуд" в лице Андрея Шумилова, и.о. заместителя генерального директора, раскрыла свои грандиозные планы в интервью отраслевому журналу Mediasat. Хотя до сих пор многое из обещанного не выполнено, многое выполненное диаметрально противоположно тому, что было обещано. Мы вместе с экспертами рынка решили просто пройтись по обещаниям "Зеонбуда" и сравнить слова и дела.
О КОДИРОВКЕ СИГНАЛА И ПЛАТНОМ ТВ
Сказано
"Кодировать сигнал со спутника мы не будем…
Решением Нацсовета определено, что вещание в цифровой телесети осуществляется без взимания оплаты с телезрителей".
Сделано
Вторая половина 2014 года прошла в противостоянии "Зеонбуд"/Нацсовет, причиной стала система условного доступа, которую "Зеонбуд" внедрил в 2012-м, несмотря на то что в цифровых лицензиях телеканалов прописано, что вещание ведется исключительно в открытом виде.
Именно снятие системы кодирования стало камнем преткновения в диалоге с оператором цифровой сети. Ни карта покрытия, ни насыщение рынка приемниками, ни план отключения аналогового эфирного вещания, никакие другие глобальные вопросы не интересовали "Зеонбуд" - как этот. На глазах рушилась построенная схема. В ход шли разные уловки: от затягивания процесса до заявлений о дороговизне снятия кодировки и нарушении авторских прав. Для выполнения требования Нацсовета просили от месяца до полугода. В итоге в январе этого года "Зеонбуд" все же снял кодировку сигнала.
Для чего она была нужна? Во-первых, такая модель позволяет пускать на рынок только избранных производителей, фактически его монополизировав, сняв все сливки, включая и государственные закупки за счет бюджета. Приобретая телевизионную приставку Т2 или модуль для телевизора, рядовые украинцы значительно переплатили организаторам процесса. Ведь аналогичные приставки без декодера стоят на рынке минимум в 2 раза дешевле. Во-вторых, появлялась дополнительная возможность еще больше заработать на простых украинцах. О чем "Зеонбуд" не постеснялся заявить, проанонсировав запуск платного пакета из 20 телеканалов "сверх" 32 обязательных.
И если бы не изменения в стране, можно не сомневаться, что эта бизнес-надстройка на социальном проекте заработала бы и приносила деньги хитроумным халявщикам, имеющим государственную "крышу".
О ПОКРЫТИИ
Сказано
"На сегодня Нацсовет выдал нам 792 частотных присвоения. Нам этого достаточно для выполнения задачи - обеспечить цифровым вещанием 95% населения страны".
Сделано
Заявления "Зеонбуда" о 95-процентном покрытии поддали сомнениям сотрудники одесского ГП "Украинский научно-исследовательский институт радио и телевидения", проведя исследование, согласно данным которого для полного покрытия территории Украины в режиме стационарного приема на уровне крыши дома (10 м) необходимо не менее 350 антенно-мачтовых сооружений. Запланированные провайдером мощности 166 передатчиков, которые не превышают 1кВт (2кВт только в Киеве и Донецке), позволяют покрыть 55-60% территории страны, где проживает 65-70% населения.
Эти цифры также опроверг эксперт эфирного ТВ Украины, член Международной ассоциации цифрового ТВ DigiTAG Иван Васильевич Омелянюк: "Заявления о том, что 166 станций MFN-сети "Зеонбуда" обеспечивают покрытие сигналом 95% населения, не отвечают действительности и не подтверждены ни измерениями, ни просчетами".
В "Зеонбуде" раскритиковали такие заявления, назвав их самопиаром специалистов: "Сколько мы обещали, столько и прокроем". Однако красноречиво прозвучало признание в том, что "Зеонбуду" пришлось отказаться от установки передатчиков в ряде сел, так как дорогостоящее оборудование (около $250 тыс. - один передатчик) невыгодно использовать в местности, где одна телевизионная вышка обеспечит сигналом всего лишь несколько сот семей.
Что касается измерений, то год назад гендиректор "Зеонбуда" Виктор Галич заявил: "Если у кого-то есть желание провести инструментальное измерение зон покрытий, затратив на это около $3-4 млн и 2 года, то это его право".
В итоге: по сей день реальная карта покрытия так и не была опубликована, ее никто не видел, измерения проведены не были, но "Зеонбуд" продолжает настаивать на том, что вещание охватывает 95% населения.
О ЦЕНАХ НА ПРИЕМНИКИ
Сказано
"Есть предложения от китайских производителей по цене 35 долларов… Но есть предложения и по $24, все зависит от партии заказа. Рынок спроса огромный, можно очень хорошо заработать на теме поставки приемников...
К нам уже обратились десятки отечественных поставщиков телекоммуникационного оборудования. Они намерены получить свою часть этой прибыли. Молодцы! Кто раньше стартует, тот получит все. Спрос мы обеспечим".
Сделано
Первые Т2-приемники на рынке Украины появились в марте 2013 года под брендами Strong (модель 8500) и Trimax (2012HD). Каково же было удивление потребителей, когда заявленные цены оказались в 2-3 раза выше! У двух вендоров, которые поделили между собой рынок ("Ромсат" и Strong), закупочная оптовая цена на телеприемники была до 480 грн. (в то время - $60), а в розницу к потребителю оборудование попадало уже по $70-75.
К обеспечению же телеприемниками граждан Украины не подпустили никого, кроме двух уже названных компаний. Даже украинский производитель "Меридиан", готовый производить отечественные Т2-приемники, открывать здесь новые рабочие места и платить налоги, остался не у дел.
Из обещаний провайдера правдой оказалось только заявление об огромном рынке спроса и возможности хорошо заработать! Заработали на монополизации рынка и вправду очень неплохо.
ОБ ОТКЛЮЧЕНИИ АНАЛОГОВОГО ТВ
Сказано
"Выключение аналога планируется в 2013 году. Все участники процесса перехода - государство, телекомпании и "Зеонбуд" - заинтересованы в том, чтобы это произошло в максимально короткие сроки. С финансовой точки зрения это выгодно всем. Но с одним условием, что ни один телезритель не потеряет возможности приема телевидения, а телекомпании сохранят свою зрительскую аудиторию в полном объеме. Это и есть наша суперзадача".
Сделано
Согласно Плану развития телерадиопространства, утвержденного Нацсоветом 1 декабря 2010-го, переход на цифру был запланирован в несколько этапов:
Если верить этому плану, на дворе все еще 2012 год, в Украине идет "переходной период" и мы ждем от "Зеонбуда" и телеканалов согласованное решение об отключении аналогового вещания, которое обосновано экономически, то есть большая часть аудитории обеспечена цифровыми приемниками и находится в зоне покрытия сети.
Дождемся ли?