"Мое поколение прожило хорошую жизнь"
- Юрий Евгеньевич, вы родились в год Великой Победы и большую часть жизни прожили в СССР, после пережили две революции, теперь вот и до войны дожили. Вы бы могли пожелать кому-то такую жизнь, как ваша?
- Мое поколение прожило хорошую жизнь. О такой только могли мечтать наши родители. Им досталось самое страшное – они жили при Сталине, коллективизация, гражданская война, ГУЛАГ, Великая Отечественная. Нам же этого не досталось! Кроме того, в моем СССР такой составляющей страха, которая была при Сталине, уже не существовало. Был только "железный занавес". Но много хороших явлений все равно было: ведь в природе "минус" всегда уравновешивает "плюс".
- Вам, как пенсионеру, в Украине на жизнь сейчас хватает?
- Хватает. Но я ушел на пенсию 10 лет назад, моя пенсия равнялась тогда тысяче долларов. Потом при Ющенко она превратилась в 500 долларов. Сейчас - примерно $230.
Выходит, вот это государство, которое они построили, Украиной, о которой я мечтал, не назовешь - в месяц власть только у одного человека крадет 750 долларов. Почему я эту власть уважать должен, которая меня обкрадывает? А ведь дом уже горит, не понимаю, почему они этого не чувствуют. Терпение людей уже на краю.
Сам я в норме: не в шоколаде, не в мармеладе, но я мог бы спокойно ждать, молчать и думать, дадут ли мне орден, отметят ли?, - но мне это до фени, меня не моя жизнь волнует, а жизнь большинства, не потому что я так уже всех люблю, а потому что в Украине должны жить мои внуки и правнуки. И я не хочу, чтобы они жили в другой стране, не зря же я прививал с детства им любовь к Украине. Чем они виноваты в том, что здесь страшно стало жить. Я кричу, потому что сегодня еще не поздно сесть за стол переговоров. Причем должны участвовать все олигархи. Я уверен, что и Ахметов, и Пинчук, и Коломойский, все, по-своему, патриоты этой страны и хотят здесь не только зарабатывать деньги, но и жить, и умереть. Надо сесть и говорить о том, как из катастрофы, которая может случиться, нам всем вместе выходить. А когда один воюет против другого, а другой натравливает на третьего, тем самым мы работаем на нашего общего врага. У нас очень мощный сильный враг, с которым не считаться нельзя. А для того, чтобы его победить или хотя бы не проиграть, нужно найти как говорил Горбачев – консенсус, общий знаменатель, и сделать это ради нашего общего хорошего будущего.
- Ваш сын стал народным депутатом. Что вы ему сказали на это?
- Если не ты, то кто же? Он много лет занимался политологией, у него два образования – журналистское и экономическое. Я вообще считаю, что представители депутатского корпуса должны иметь диплом юриста и экономиста, - им законы писать! А они тратят огромное количество времени на то, чтобы во все врубится. Те же, кому образования и знаний не хватает, начинают говорить на отвлеченные темы: честность, справедливость и т.д.
- Так почему же люди некомпетентные стремятся в депутаты?
- Потому что самый выгодный бизнес в нашей стране – это власть. Потому что у нас успешно заменили классическую формулу “деньги – товар – деньги”. На деньги – власть деньги. Вот такую модель построили. Они ведь не советовались со своим народом, какую модель государства им строить, как это сделали в большинстве цивилизованных европейских стран. Нам ни разу никто не объяснил. Ни Кравчук, ни Кучма, ни Ющенко, какой тип государства мы строим.
- Может они сами не знали?
- Может. Я имел счастье быть знакомым и с Квасневским и с Вацлавом Гавелом. Так вот у последнего я интересовался, как у них получилось построить успешное государство. Гавел после чешской революции 1968 года был диссидентом, сидел в тюрьме и изучал книгу нашего диссидента - математика Александра Гинсбурга, который еще в 50-е годы размышлшял, просуществует ли СССР до 1986 года. И математически доказал, что это все должно рассыпаться по объективным экономическим причинам. Они С Клаусом сидели думали, каким должно быть государство с учетом ошибок СССР, и когда пришли к власти, у них была готовая модель. Это то, о чем сейчас говорит изгнанный из нашего правительства Саша Боровик. Он задавал правильные вопросы: что мы строим, какую модель государства? И оказалось, что ответить ему не готовы, поэтому от него избавились.
|
"Украина - футбольный мяч, которым играют Америка, Россия и Европа"
- У вас, как у драматурга, нет ощущения, что в Украине ставят спектакль, в котором народ - массовка?
- Мы сейчас не играем. Во времена Кучмы мы еще были игроками, а сейчас, после Майдана, мы – футбольный мяч, которым играет Евросоюз, Америка, Россия. Нами забиваются голы, нами решаются задачи – ничья или победа. Это очень унизительно.
- При этом мы умный, хороший народ…
- Мы народ, хороший по многим показателям: трудолюбивый, талантливый, веселый и музыкальный… Но категория ума у нас под вопросом. Если бы она присутствовала, народ бы думал, кого он выбирает во власть. Народ, который выбрал дважды судимого Януковича – это умный народ? Нам в 1991 году было дано право, которого в СССР у народа не было – выбирать, а мы его нивелируем. Неумный наш народ, политически безграмотный, отравленный многопартийностью, не был готов к независимости, а когда получил ее в подарок, решил, что ничего больше делать не нужно, что все пойдет хорошо и так. Ан нет. В конце концов нужно начинать думать, пополнять банк личной информации, и нынешняя ситуация в стране каждому говорит, что без этого нельзя.
- В 2014 году вы говорили, что в Украине нужны моральные авторитеты. Они появились?
- Сегодня главный авторитет для наших людей – это телевидение. Приведу пример: у нас есть гениальный композитор, певец и поэт Тарас Петриненко. Именно под его песни мы стояли на первом Майдане. Он жив, что-то делает в музыке, но ни на одном канале ТВ, ни на одном FM-диапазоне радио его не сыскать. Что это за телевиденье, если Петриненко там нет? О каком становлении нации можно говорить, если мы своих гениев цураемся? Ведь что нужно сделать, чтобы страна перестала быть страной? Нужно, чтобы в этой стране преимущественно звучали песни на языке другой страны. Я не против российских исполнителей, среди них много моих друзей, но такое засилье российского репертуара, как это было в последние годы – это невозможно. А ведь в советское время украинская песня звучала отовсюду. И что в результате? Приведу пример: в Чехии до 1939 года все говорили на немецком языке, так было до того момента, пока в страну не оккупировали фашистские войска. Парадокс в том, что только оккупация Чехии помогла возродить в ней язык и культуру. То же происходит сейчас у нас, но какой ценой.
- Сейчас мы действительно наблюдаем ренессанс украинской культуры. И сколько оказывается у нас талантливых музыкантов…
-Да у нас талантов в Украине больше, чем в любой республике. Вся московская ресторанно-попсовая отрасль – на 75% наши люди, без них она существовать не может. Но Украина как была матерью, которая способна рождать талантливых детей, но не способная дать им як кажуть "ради", так и продолжает в том же духе. Поэтому Россию мы из своей жизни не можем вычеркнуть, потому что она дает заработать как нашим музыкантам, так и нашим гастарбайтерам.
- В этой нашей непростой ситуации в стране как вам пишется?
- Нормально. Я не так давно достал из архива свои старые стихи, созданные много десятилетий назад, и оказалось - у меня столько стихов о войне. Я даже не понимаю, зачем они были тогда написаны. И все они вдруг стали актуальными. Вот, например, текст, написанный в 1985 году:
Мне снится сон, что в мире нету войн,
Что танки все пошли на переплавку,
Что пули не свистят над головой,
И генералы все ушли в отставку.
Мне снится сон, что в мире тишина,
Что нет вражды и ненависти хмурой,
И слово беспощадное "война"
Запрещено всемирною цензурой…
Ох, лучше бы эти стихи и дальше лежали. С другой стороны, эта война и все, что произошло у нас, начиная с Майдана, все это очень было нужно украинскому народу. Благодаря этому мы сегодня понимаем, что тот путь, которым мы шли, неправильный. И Моисеи, которые нас вели, - лже-Моисеи. И если бы не Майдан, мы в результате зашли бы в непролазные дебри. А ведь это началось не сегодня, а в начале 2000-х. Я тогда часто бывал в Москве и видел по газетам и ТВ, что пошла мощная антиукраинская война. У нас уже забыли Тузлу, а ведь она была. Россия давно была готова схавать Украину и самое печальное, что их власть уже много времени настраивала народ, что мы, украинцы - их враги.
- Как минимум полтора десятка лет обработки мозгов. Кто в такой ситуации устоит?
-Я еще тогда понимал, что это зомбирование неспроста, что дело идет к войне. Но кто же меня слушал.
"Российская власть огромное количество людей культуры сделала своими заложниками"
- И такие разительные перепады. Вот, например, Лолита, певица с которой вы дружите, в начале Майдана ситуацию поддерживала, а потом словно отрезало: начала ругать бездумно.
- Ну, во-первых, Лолита здесь не была и все оценивает по слухам и словам испуганной мамы, а во-вторых, Лолита очень талантливый человек, но она не лакмусовая бумажка русского общества и особенно русской интеллигенции. А ведь у них одни Ахеджакова и Макаревич достойны сотни запутавшихся персоналий, не хочу называть имен. Ну и скажу, что российская власть, она подлая, но не глупая. Она огромное количество людей культуры сделала своими заложниками. Она вложила деньги в культуру, задабривает их грантами. Это то, чего наша власть, ну не считая, пожалуй, времен Кучмы, для культуры не делала с 1991 года.
- И культурные деятели в России боятся эти блага потерять.
- Понятное дело. Они много получили, а теперь приходится это отдавать. Тот же Гена Хазанов, он умнейший парень, но он понимает, стоит только вякнуть и он потеряет Театр Эстрады. А Юра Башмет, замечательный музыкант, родившийся во Львове, но он получил очень много преференция во времена Путина. Они все – заложники
- Вы пишете песни и для многих российских звезд. Сами в России давно были?
- Два года как не был. Дипломы получаю до сих пор, но их мне привозят композиторы, Лайма Вайкуле передает. Но жаль, что многие артисты сейчас в Киев приехать не могут, а без них я не стану проводить свой юбилейный концерт. Знаю, там артистов негласно предупредили, что можно ездить только в "ДНР", "ЛНР" и в Крым, а иначе будут применять санкции. Мне нет смысла их подставлять.
- Сделали бы юбилейный концерт силами украинских артистов.
- Я очень их люблю, но в такой юбилей нужно, чтобы картина была полной. Без Тамары Гвардцители и Саши Малинина я этот концерт не мыслю, поэтому отложил. Я – не пессимист и надеюсь, что вся эта война и байда вокруг нее скоро закончится.
"Мои песни – как дети, а у меня их более двух тысяч!"
- В этой жизни вы помогли многим стать звездами, писали для них песни. Той же Могилевской, Бучинской, Бужинской, Зиброву… Но ведь не все оказались благодарными?
- Я помню формулу Шота Руставели из "Витязя в тигровой шкуре" - твое только то, что ты отдал. Обожаю отдавать! Я не могу быть один и радоваться тому, что я лучший или больше других сделал. Нет, мне хочется, чтобы таких, как я, было больше, понимаешь? Так же их заражать любовью к Украине, любовью к украинской песне. Я и сейчас учу молодых быстрому темпу в работе, умению никогда не останавливаться на первом варианте, и если видишь, что твоя песня не шлягер, силой воли выбрось ее корзину не жалея!
- Сколько вы в своей жизни шлягеров написали?
- Я создал больше двух тысяч песен, из них шлягером оказалась примерно каждая восьмая. В году 365 дней, а 100 из них для меня - это не просто день, это день рождения песни. Представляешь, как прекрасно жить, когда ты становишься родителем 100 прекрасных детей, да еще и каждый восьмой становится знаменитым! Это колоссальное удовольствие, и я не скрываю, что всю жизнь занимался любимым делом.
Я счастлив, что моими друзьями были выдающиеся люди ХХ века: Максим Дунаевский, Женя Крылатов, Володя Ивасюк, Игорь Поклад, София Ротару, Алла Пугачева! Это же прекрасно, когда жизнь прошла среди замечательных актеров, режиссеров, артистов. Любой поэт мог мечтать с такими гениями работать. С Лаймой Вайкуле, красавицей, умницей, что редко бывает среди вокалисток, и вообще женщиной с редким сочетанием ума, порядочности, красоты, таланта. А с Ниной Матвиенко? Это вообще авторитет для этой страны, душа народа, чистейший человек! Тут уж, пожалуй, трудно было бы неинтересно прожить жизнь.
КСТАТИ
О новом мюзикле, финансировании и культуре
- Слышала, что вы собираетесь ставить новый мюзикл "Мерилин Монро"?
- Пьесу я написал давно, но кроме этого мне нужно было больше 25 музыкальных номеров создать. Но уже почти все записано. Постановочный процесс скоро должен начаться.
- А финансирование?
- Деньги - не самая большая проблема у тех, кто будет мюзиклом заниматься. Ведь если проект обещает прибыль, то деньги находятся. Вот люди, которые вложили в проект балета "Великий Гэтсби", они заработали миллионы. Если продукт хороший, то все у него будет хорошо. У меня в Москве седьмой год идет мюзикл "Парфюмер", который мы с Игорем Демариным написали. Уже три года он идет три раза в месяц при аншлагах, а это 5,5 тысяч мест. При этом средняя цена билета – 100 евро. Полмиллиона евро с каждого спектакля. И это при том, что в Москве зритель не такой голодный, как в Украине. У них на город более трехсот театров. Какой выбор! И я не думаю, что русские больше театралы чем украинцы. В Киеве мой мюзикл “Эдит Пиаф” тоже 7 лет идет с аншлагом.
- А исполнители?
- У нас миллионы талантливых ребят. То количество талант-шоу, что сегодня есть в телевизоре, демонстрирует, что Украина по-прежнему богата гениальными голосами. Поют так - куда там "Евровидению"! Был бы в Украине рынок артистов, никто бы нам не был нужен и никто бы не уезжал.
Хотите иметь культуру - снимите с нее хоть на пару лет налоги. Уберите к черту никому не нужные министерства и отделы культуры. Нельзя руководить культурой - это то же самое, что руководить сельским хозяйством, когда вся земля роздана в частные руки.
- Но ведь министерство культуры – орган больше идеологический.
- Идеология может быть. Государство, если хочет, может заказать творцу фильм на определенную тему. Но заказал – вложи деньги. В России так и делают. Почему у них так патриотическое кино в гору пошло. Госзаказ.
Самые известные песни Рыбчинского