Концерт-трибьют начался с часовым опозданием, собрав в зале одной из самых вместительных площадок страны сумасшедший аншлаг (от духоты в толчее перед сценой девушки теряли сознание!) и самых именитых певцов отечественной эстрады на сцене.
Ровно в 20-00 в галдящем многотысячном зале погас свет и воцарилась вакуумного штамма тишина. На трех экранах замаячила фигура человека в черном, - лица не видать, только силуэт, бегущий по безлюдному шоссе нам навстречу. Через пару секунд становится ясно: это Кузя бежит. Пространство, до этого застывшее в безмолвии ожидания, взрывается унисонным криком аплодисментов. Аплодируют оглушительно, в такт фортепианных аккордов, минорно зеркалящих каждый шаг убегающего от нас в неизвестность Кузьмы. Кудри цвета вороньего крыла, солнцезащитные очки на лице и ни тени улыбки. Мимо бежит. В камеру не смотрит. Пробегает вдоль шеренги своих музыкантов, - такие же, как и он, силуэты в черном. И... пропадает.
Видео Олега Терещенко.
Вспышка света, какофония звуков - как будто кто-то всем телом грохнулся на рояль, смешав черные и белые звуки клавиш, превратив нежную мелодию, требующую развития и мажорных акцентов в конце такта в ничто. Нет больше ни голоса, ни музыки, ни Кузьмы. Зритель снова погружается в кромешную тьму. А я слышу в собственной голове зародыш странного стиха: "Когда-то здесь было Солнце, но оно пропало. Улетело. Уехало. Просто ушло"... Тело пробирает дрожь, появляется ощущение массового "сплина", на глаза наворачиваются слезы, и сдерживать эту соленую воду бесполезно, иначе будет еще больнее.
- Світло раптово зникло, тиша думки колише. Може, за краєм ночі ти ще відкриєш очі, - поет в свете одинокого прожектора, стоя на коленях, близкая подруга Кузьмы - Руслана.
По просьбе Сашка Положинского превращать концерт в панихиду не стали - звучали на сцене самые разные вещи из репертуара группы "Скрябин" - глубоко лирические композиции чередовались с весельчаково-сумасбродными песнями - тут вам и "Не даєш", и "Хлопці олігархи", и запрещенная в 2008 году украинской комиссией по морали "Якщо ти зрадиш, кохана".
Чего греха таить, звучали в этот вечер композиции, на которых чувствовалось, что эмоции зала "отдыхают", а были и такие выступления, от которых люди словно по мановению волшебной палочки затихали, смахивая слезы с глаз (так было во время выступления фронтмена группы "Бумбокс" Андрея Хлывнюка, исполнившего "Спи собі сама") или подтанцовывали-подпевали, не жалея голосовых связок - как во время перформанса Поляковой на песню "Хлопці олігархи" - Оля даже разделась на сцене, оставшись в макси-трусах и лифчике-топике, лопатой загребала баксы и даже заставила своего "мужчину-коня" увезти за кулисы честно награбленный "скарб".
Одним из самых долгожданных дуэтов вечера стал тандем Вакарчук-Билык, исполнивших композицию Кузьмы "Мовчати". Святослав выкладывался на сцене, как в последний раз. Сорвал с себя пиджак и бросил на пол, да и стульчик вскоре, чем-то не угодив "океановцу", улетел в конец сцены вслед за верхней одеждой, - певцу стоя пришлось подыгрывать себе и Ире на цифровом пианино.
- Мои ощущения после выступления? - переводя дух за кулисами, начал беседу с журналистами фронтмен "Океана Эльзы". - Вспотел!
Святослав вспомнил свое первое знакомство с Кузьмой:
- Наш "ОЭ" был тогда еще студенческой группой, а "Скрябин" - настоящими звездами. Познакомился я с Андреем лично на одном из концертов "Территории А" во Львове. Ну а более близкое общение нас связало в начале двухтысячного.
По словам Вакарчука, спеть дуэтом с Билык - не его личная идея: "Мне предложил режиссер, идея понравилась. Да и вообще - на этом концерте я рядовой артист".
Ирина Билык была откровеннее и даже рассказала, каким видит будущее группы "Скрябин" и предположила, какой солист может занять место Кузьмы в коллективе:
- Я бы хотела видеть мужчину, а не женщину в качестве нового солиста группы. Пусть у него лучше будут короткие волосы, не такие длинные кеды, как у Кузьмы, пусть в нем вообще ничего не напоминает Андрея! Так будет лучше.