Загрузить еще

Невиноватая

Невиноватая
Фото: Роль жизни - в «Бриллиантовой руке». Фото: Кадр из фильма

У нее естественным образом было все, над чем во взрослых киноиндустриях трудятся целые штаты высокооплачиваемых сотрудников.

Для начала - внешность. До того, как стать собой, Мэрилин Монро смотрелась простовато, Любовь Орлова была брюнеткой, а Марлен Дитрих, как большинство немок, имела очевидные проблемы с весом. Светличной работа над собой не требовалась вовсе - с первых же фильмов она такая, какой ее помнили всегда.

Теперь имя. Над звукосочетанием "Светлана Светличная" трудились бы, генерируя повтор согласных, целые рекламные отделы. Две трети громко звучащих имен - от Гарбо до Монро, от Риты Хейворт до Энди Макдауэлл и от Мишель Морган до Клодетт Кольбер - есть плод коллективного творчества промоутеров, и только в нашем случае мягкая звукопись с зашифрованным светом достались сами, от мамы с папой.

Наконец, брак. Да слияние таких имен, как у них с Ивашовым, провоцируют целыми киноконцернами - чтобы затем освещать всякое появление звездной пары на светских раутах, их мнимые ссоры и реальные примирения, и отдых у моря, и деторождение (кстати, у большинства глянцевых пар детей не было - ни у Тейлор с Бартоном, ни у Богарта с Бэколл, ни у Гейла с Ломбард: это отвлекает от профессии). А Светличная с Ивашовым встретились самотеком на фильме "Тетка с фиалками", да единожды вместе сыграли в "Герое нашего времени" - и все. Зато и сыновья получились, и со светской хроникой никто не лез.

Светличная с Ивашовым спокойно могли рожать и заниматься детьми: загруженность позволяла.

Оттого и почти вся ее фильмография состоит из камео - минутных появлений-вспышек на общем бесполом небосклоне.

В "Заставе Ильича" блеснула в самом конце двухчасового марафона. Дефилировала по столу в воображаемом показе мод, который модерировал, комментировал и попросту молол языком в несуществующий микрофон лично Андрей Тарковский. Смотрела неприступно, как положено модели. Пела "Летят утки и два гуся" - позже пересмешник Гайдай, дразнивший весь современный репертуар, отдал эту фразу Папанову в "Бриллиантовой руке". Переглядывалась с героем через книжные полки, как у Антониони - лучиком надежды на дальнейшие отношения. На вопрос "А родители ваши где?" ответила: "Под Смоленском", - так, что ясно было: они под Смоленском лежат, а не живут. Какие были там бои на пути немца туда и обратно - зрителю тех лет объяснять было не надо. И герою, военному сироте, тоже.

Играла с мужем "Тамань" в "Герое нашего времени". Манила, завлекала, слепила солнечной рябью на воде, а после бросалась с ножом, как девчонка-воровайка из романтической беллетристики, блонди-Кармен. 

Светличная остается Светличной в любом возрасте. Фото: Юлия ТИТОВА

Наконец случилась роль жизни - концертный номер "Помоги мне" в "Бриллиантовой руке". Чтоб допустить на экран запретную чувственность, режиссеры иногда симулировали пародию на западный разврат (пурпурные стены, ресницы-опахала и зеленое бикини, вся цветовая гамма "вырви-глаз" были явно не из нашего кино). Папанов при виде ее на подиуме похабно сглатывал, как и весь советский мужской пол. Умный критик Брашинский назвал "Руку" чередой искушений, которой дьявол пытается сбить с пути праведника: бриллиантами, ресторанным загулом, умопомрачительной блондинкой, - но советский праведник стоек и не идет в сети соблазна. Пик соблазна и исполнила Светличная, оставшись в топе красавиц до самого конца советской власти.

Соблазн был не нашей категорией. Светличную стали обходить. Главную роль она сыграла единожды - в никчемной "Стряпухе", пережитке сталинских водевилей о любви колхозных председателей и бригадиров. Была стюардессой в "Неподсуден". Слушала ноктюрны Штирлица, опершись на пианино и всем видом давая понять, что не очень там, в тылу, монашествовал наш народно любимый штандартенфюрер. Улыбалась молча.

Что бы ни играла, случись на ее долю подходящая индустрия, - ни у одного рекламного отдела воображения не хватит.

Новости по теме: Юбилеи Кино