14 ноября
Загрузить еще

Майя Плисецкая: Щедрин дарил мне не бриллианты, а балеты!

Майя Плисецкая: Щедрин дарил мне не бриллианты, а балеты!
Фото: Последние годы балерина прожила с мужем в скромной квартире в центре Мюнхена. Фото: Николай ЕФИМОВИЧ

Умерла Плисецкая от обширного инфаркта в одной из клиник Мюнхена, где за ее жизнь до последнего боролись лучшие врачи, но тщетно… О кончине Майи Михайловны сообщил ее супруг Родион Щедрин - они прожили вместе 57 лет и были неразлучны до самого конца. Прощание с Плисецкой состоится в Германии в кругу родных и близких, официальной панихиды и похорон не будет. Последняя воля балерины - кремировать ее тело, а прах развеять над Россией. Но только после кончины Родиона Щедрина - в завещании указано, что их прахи должны быть соединены воедино…

Сегодня мы повторяем самое откровенное интервью с легендарной балериной, опубликованное несколько лет назад, когда Майя Михайловна праздновала свое 85-летие. 

"Я намного проще и обычнее…"

- Перед нашей встречей вы сказали по телефону: я наслаждаюсь жизнью сейчас, хотя и не танцую.

- Это правда. Я не должна напрягаться, моя лень отдыхает. Я могу жить музыкой Щедрина, которая для меня свет в окошке.

- А каково это - находиться в тени своего мужа? В книге вы пишете, что Щедрин сначала был в тени вашего шумного успеха. А теперь вы как бы ролями поменялись.

- Именно поменялись. У Щедрина сейчас столько премьер, и старые сочинения в новом исполнении, и балеты, симфонии, оперы. Вы знаете, ради этого стоит жить.

- У вас традиция - Родион Константинович к каждому вашему юбилею дарит свою музыку. Как сказал однажды, не бриллианты же дарить!

- Было такое.

- Что, так ни разу бриллианты и не подарил?

- Зачем? У меня их нет и не надо. Однажды я сказала Славе Ростроповичу, что Родион подарил мне "Даму с собачкой". Он говорит: статуэтку? Я говорю: нет, балет!

- А вы никогда не ревновали Родиона Константиновича?

- Не давал повода.

- Однажды вы рванули к Щедрину из Праги, где были на гастролях, прямо в Карелию…

- Это первые месяцы нашей совместной жизни. Я приехала к нему в Сортавалу. Мы жили в маленьком домике, без удобств вообще. Вокруг домика лоси бродили. Счастливый месяц…

- Счастье той поры и нынешнее - оно разное?

- Конечно. Разное время, мы другие. Жизнь прожита.

- Как важно не растерять это счастье, подковать судьбу...

- Это уметь нельзя. Это или есть, или нет. Как талант. Когда спрашивают, как, что, почему, - полная ерунда. Если бы люди жили по рекомендациям, может быть, жизнь была бы другая.

- Как-то вас спросили: как же можно жить с человеком, у которого в голове все время музыка?

- Отвечу, как и тогда, - хорошо жить с таким человеком. Просто прелесть. Меня поражали больше звукорежиссеры, которые говорили Щедрину: сразу видно, что вы на виолончели (на трубе, скрипке…) играли. А он ведь эти инструменты в руки не брал. Когда у человека в голове оркестр в сто человек и каждому он пишет правильно его партию - это для меня загадка неразрешимая.

- Вы не раз признавались, что во времена СССР не уехали за границу из-за Щедрина. А если бы он решился?

- Он бы не уехал. Он до мозга костей русский человек, внук священника. Вы посмотрите на его произведения: может, единственная тема не русская - "Кармен-сюита". А остальные? Балеты "Чайка", "Анна Каренина", "Дама с собачкой". Симфония "Мертвые души". Балет "Озорные частушки". "Очарованный странник" - гениальная опера. А "Боярыня Морозова" - куда уж более русское?!

- Но многие считают, что вы давно покинули Россию…

- Мы - граждане России, у нас российские паспорта. А в Мюнхене у Родиона Константиновича договор со всемирно известным издательством "Шотт". Поэтому мы здесь. Здесь изданы все произведения Щедрина. И главное - исполняются. Это тоже великое дело. Исполняют самые лучшие музыканты, лучшие дирижеры, лучшие оркестры, лучшие солисты поют. А если бы мы жили на авторские гонорары в Москве, мы были бы нищие. Здесь же с авторским правом все нормально, платят по-немецки аккуратно.

- За 19 лет у вас так и не появилось своего дома в Мюнхене?

- Вы же видели, мы снимаем квартиру. Это, как в старину говорили, меблированные комнаты. Нас это устраивает. Есть женщина, которая в нашем доме моет лестницу: заодно один раз в неделю убирает у нас. Продукты покупаем сами.

- И так живет великая балерина?

- Я не нахожу радости в том, чтобы шиковать. Я нахожу в этом заботы. Если иметь дом, его же надо убирать, содержать. Караул! А так, как в гостинице, - мне удобно. Я знала известных людей, которые всю жизнь так жили. Например, Набоков. Давид Бурлюк со своей женой Марусей. Деньги у них были, могли платить. И я не считаю, что они не правы. Достаточно других забот.

В жизни я намного проще и обычнее, чем люди думают. Я не считаю, что я золото. Совсем нет. Какая есть… Хотите любите, хотите нет. Я не настаиваю ни на чем.

Коммунисты детей в шубах делали?

- А это правда, что многие документы, памятные вещи вы отдали в архив в Берлине, а не в Москве?

- Я разделила архив. В Москве, наверное, даже больше. Я подумала: где-то что-то погибнет, а где-то останется. Пускай будет и тут, и там. В Москве до сих пор не разобрали. А в Берлине была роскошная выставка год назад. У меня дома почти ничего нет. Костюмы я отдала в музеи. Больше всего - в Бахрушинский. То, что принадлежало театру, в театре. Костюмы от Кардена в Питере - в Русском музее, в Театральном.

- У вас была большая коллекция подаренных лебедей…

- Всё в Москве, в музее. Можете посмотреть. Они все были разные. Из фарфора, из хрусталя. Знаете, даже свечки были (конечно, я их не зажигала). А однажды лебедь был сделан из лепестков роз. Это мне подарил Саша Годунов. На гастролях в Америке. Я просто ахнула. Свежие были, пахли! 

- Вы как-то назвали сцену своим врагом.

- Врагом она не была. Но ее надо было опасаться. Занозы могли быть, колдобины. Однажды я упала, поскользнувшись на вот такой длины гвозде: прибивали декорации. Сейчас можно не смотреть под ноги. Сцена такая ровная, можно хоть на заду вертеться. Теперь везде линолеум, а не доски. Для хореографов простор: делай что хочешь.

- Возможностей море, а ярких имен катастрофически мало.

- Я бы не сказала, что это так. 

Сейчас танцуют лучше. У нас черт знает какая форма была у балерин. Маленькие коряги, каракатицы. А сейчас девочки, как модели. Мужской танец вырос неслыханно. Когда я начинала, не было такого даже близко.

- А как же Годунов, Лиепа, Васильев?

- Это уже позже.

- Нуриев?

- Его влияние на балет огромно. Сегодня он бы не произвел такого фурора. Сегодня многие так танцуют. Но он был первым.

- А чья "Кармен" за последние годы вам ближе всего?

- Она не только не устарела с 1967 года, она сейчас лучше. Мне позвонила Диана Вишнева. Она станцевала Кармен только что. И говорит: боже мой, совершенно новый спектакль. Мне Фурцева (советский министр культуры. - Ред.) сорок лет назад сказала: Кармен умрет. Я ей ответила: Кармен умрет тогда, когда умру я. Сейчас я уже могу сказать: я умру, но Кармен - нет. Это больше, чем я думала.

- Сейчас трудно поверить, но Фурцева обвиняла вашу Кармен в чрезмерной сексуальности.

- Когда меня Светлана Захарова спросила, что тут такого ужасно сексуального, я ответила: не знаю. Не в этом дело. Не так тогда понимали слово "секс". Есть вещи, которые не поддаются объяснению. Это или есть, или нет. В дуэте с Хосе я должна была сесть на шпагат.

- Вы до конца не исполнили задуманное?

- Сверху опускали занавеску и выключали свет... На это нельзя было смотреть! А когда я танцевала в фильме-балете "Фантазия" (по "Вешним водам" Тургенева)… Сейчас, кстати, выходит документальный фильм, где будет фрагмент из "Фантазии". Так вот, к Лапину (он руководил тогда телевидением) пришло 2 тысячи гневных писем - это порнография! Я очень рада, что фильм выходит, чтобы сегодняшние люди на это посмотрели. Когда я вижу сейчас голых, таких, сяких на сцене, я радуюсь и потираю руки: вот вам, ешьте! Нам-то ничего не разрешали! Ведь получалось, что коммунисты в шубах делали своих детей…

"Джеймс Бонд и его девушка": Родион Щедрин и Майя Плисецкая на сухумском пляже в 1981 году. Фото: Архив "КП"

"Лебедь"-пессимист в Кремле

- В советское время Большой был на 99% партийный. Только три примы не являлись членами КПСС - Семенова, Уланова, Плисецкая. Как вам удалось?

- Вот удалось. Иногда намекали. Но я делала вид, что полная дура, не понимаю, о чем речь. Я знала - костьми лягу, но никаких партий! Все ведали, что я не очень подчиняюсь. Таких либо уничтожали, либо махали рукой. Я была нужна. Хвалились, когда кто-то из лидеров разных стран приезжал.

- А правда, что на кремлевских концертах вам запрещали танцевать "Умирающего лебедя" в финале?

- Все артисты просили, чтобы я была последней: после меня выходить было непросто. Всегда бис. Поэтому я танцевала в конце. Но на ответственных концертах танцевала пятой или шестой при девяти номерах. Нельзя было заканчивать такой концерт на пессимистической ноте - смертью лебедя.

Идиотизм советской власти границ не знал. Мы даже в балете танцевали только оптимизм. Побеждали злого гения. Мы не выбирали, что хотим, нам не разрешали. Не приглашали никогда хореографов со стороны, тем более из-за границы.

- А как же Ролан Пети, Альберто Алонсо?

- Алонсо кубинец - не хотели ссориться с Фиделем Кастро. А Ролан Пети - друг поэта Арагона, чуть не самого главного коммуниста Франции. Только поэтому разрешили.

- Свой английский вы называете варварским. Как же вы общались?

- У меня всегда были переводчики. Мы были так воспитаны: ты знаешь английский - это тебе для чего? Я, к примеру, обнималась-целовалась при встрече с Софи Лорен, которую совершенно обожаю. Она так хотела со мной поговорить, но под рукой не оказалось переводчика. Это было ужасно. Так что кто хотел со мной общаться - не мог.

- А выучить?

- Если бы не лень-матушка…

- Лень? Но труд балерины не самый легкий.

- Люди немножко преувеличивают, говоря, что это нечеловеческий труд. Все хорошо делать трудно! В любой профессии. Циркачи еще и жизнью рискуют. Преклоняюсь перед цирком. И перед спортом.

- И при этом вся жизнь отдана балету?!

- Я ведь для людей, не для себя. Кто-то говорит - всё делаю только для себя: танцую, пишу, сочиняю... Я выходила на сцену для публики и только для публики.

- Ваш коронный лебединый взмах рукой…

- Все думают, что это балетный взмах. А я это крыло подсматривала в зоопарке у птиц. И осанка эта оттуда.

- А когда вы в последний раз танцевали?

- Новый, 2010 год мы встречали в Петербурге дома у Гергиева. Я станцевала там осетинский танец, а жена Гергиева подыграла мне на аккордеоне.

- Где ж вы научились?

- Там же, на вечере: сестра Гергиева показала мне стиль танца, а я стиль схватываю моментально. Все плакали от восторга! А Щедрин был просто поражен. 

Непревзойденная Кармен ХХ века. Сама Плисецкая говорила так: "Я умру, а Кармен - никогда!" Фото: Александр МАКАРОВ

ЗВОНОК МУЖУ 

Родион Щедрин: Майя ушла с улыбкой на лице

Плисецкая завещала развеять свой прах над Россией

Рвет сердце: мы дружили 20 лет. А каково Родиону Константиновичу - они с Майей Михайловной вместе прожили 57 лет! И стали просто единым целым.

Вчера дозвониться до Родиона Щедрина, чтобы поддержать и выразить сочувствие - свое личное и тысяч россиян, - не получилось. А сегодня он поднял трубку сам и нашел в себе силы немного поговорить. Я просто привожу его рассказ.

- Ничего не предвещало страшной беды. В апреле мы были в России. Сначала в Петербурге, в Мариинке, на моем премьерном "Левше". Майя даже на банкете вместе со всеми сидела до 5 утра, была веселой. Все говорила, как бы дотянуть этот год - до юбилея.

Потом приехали в Москву, всякие тут дела были. В том числе по грядущему юбилею. Вернулись в Мюнхен. Сходили накануне на футбол, она очень любила бывать на стадионе. И вдруг схватило сердце. Поехали в клинику. Врачи делали все возможное. Я приехал на второй день с надеждой, что сделают операцию и все будет хорошо. Но, к великому сожалению...

Два дня у Майи было суровое лицо, боль мучила. И вдруг напоследок мягко улыбнулась. Я спросил ее: "Ты меня узнаешь?" - "Я тебя обожаю!" - ответила Маюша. И улыбнулась так красиво, как умела только она.

- А где похоронят Майю Михайловну? На Новодевичьем кладбище, там ведь могилы ее матери, родственников.

- Она оставила завещание. Тела наши после смерти сжечь, и когда настанет печальный час ухода из жизни того из нас, кто прожил дольше, или в случае нашей одновременной смерти, оба наших праха соединить воедино и развеять над Россией. Майя не хотела никаких речей и пышных прощаний. Я согласен и уже сообщил об этом Большому театру.

ДОСЛОВНО 

10 самых ярких цитат примы

  • Время все по местам расставит… Ждать только долго!
  • Самый простой способ похудеть? Меньше жрать.
  • Я хочу танцевать до ста лет. А если не лениться, больше сорока не протянешь.
  • Для балетной братии пиво - лучше всякого лекарства. Расслабляет мышцы. Приносит отдых мускулам…
  • Поклоны - составная часть спектак­ля. От кометы в руках зрителя должен остаться хвост.
  • Люди не делятся на классы, расы, государственные системы. Люди делятся на плохих и хороших. Только так. Хорошие всегда исключение, подарок Неба.
  • Почитаю питательные кремы для лица. Густо намажусь ими и раскладываю на кухне пасьянсы.
  • Селедка - лучшая рыба на свете. Величаю ее нежно "селеда".
  • Влюбляйся в момент, не мешкай!
  • Я родилась в царстве Сталина. И второй раз родиться не выйдет, как ни старайся. Свое живи! 
Новости по теме: Майя Плисецкая Утраты