Это, наверное, был первый и последний раз, когда я, нахальный избалованный журналист, получила отказ в индульгенции на "освещение мероприятия" и из собственного кармана выложила баснословные для моих доходов 2008 года триста гривен на билет в Национальную оперу - чтобы хоть глазочечком посмотреть на Легенду. К Плисецкой была приставлена охрана - трое мужчин - сберегательных сейфа с квадратными лицами и взглядами, но моя длинная рука с белыми ирисами дотянулась до ее хрупкой воздушности, и Плисецкая приняла цветы: "Какие красивые!", и тут же шкафы сомкнулись, не дав до конца рассмотреть ее веснушчатую улыбку...
....Объявили номер "Аve Майя", специально сделанный для Плисецкой французом Морисом Бежаром. Зал взорвался шквалом аплодисментов и вмиг утих, прикипев к бархатным сидушкам в ожидании желаннейшей балерины вечера. "Это и есть великая принцесса?" - переспросила маленькая девочка у родителей, когда под музыку "Ave Maria" свет прожекторов осветил силуэт Майи Михайловны. Прима не была одета в балетную пачку и пуанты, как многим мечталось ее увидеть, а в руках порхали веера - черный и красный. Даже в свои 82 легенда Большого театра не потеряла той узнаваемой логики и выразительности движений, за которую ее боготворили, с легкостью двигалась по сцене семенящими шагами и трижды после исполнения танца выходила на поклон к зрителям. И после "Танца с веерами" киевляне рукоплескали балерине дольше, чем длился сам номер...
А моему близкому другу (в прошлом танцору) посчастливилось попасть на творческий вечер Плисецкой, когда ему было всего пять лет, но он в точности запомнил все детали:
- Майя Михайловна в тот вечер рассказывала о языке танца в постановке кубинского балетмейстера Альберто Алонсо, модного в те годы "протестного" балета "Кармен-сюита" в ремиксе Родиона Щедрина из мелодичных фрагментов оперы Жоржа Бизе. Необычный для академического балета шаг Майи Плисецкой "всей стопой" поразил меня своей подчеркнутой "неправильностью". И весь творческий вечер я ждал хоть малейшего комментария от выступавшей на сцене Майи Михайловны, разъясняющего принцип: кому можно делать такой шаг, а кому - нельзя. Большую часть творческого вечера посвятили сценическим костюмам, которые сделал в стиле кубистических мотивов Пабло Пикассо.
Через десять лет, после этой удивительной встречи с легендой Русского балета, оканчивая художественную школу, я писал реферат по истории искусств. Описывал творческие периоды Пикассо: от классического рисунка, которым он владел в совершенстве, до кубизма. И в момент окончания реферата - логика протестных сценических движений Плисецкой в балете "Кармен-сюита", наполненных особым смыслом противопоставления двух миров, светлого, порывистого, наполненного человеческими чувствами и холодного, бесстрастного, неумолимого мира масок наконец открылась!!! Лишь прочувствовав развитие творческого пути поиска выразительности графики, живописи и танца, используя навыки академической школы, можно позволить себе и кубизм в рисунке, и вызов, протест с шагом "всей стопой" в балете. Потому весьма странно наблюдать рисовальщиков и танцоров, толком не освоивших владение классическими техниками художественной выразительности, но при этом - объясняющими свои "фристайлы" творческим переосмыслением и импровизацией, очевидно - рассчитывая на аудиторию, предполагающую наличие академических знаний у "импровизаторов".
Однако таких революционеров в искусстве, как Майя Михайловна Плисецкая и Пабло Пикассо, в совершенстве владевших профессиональным мастерством, а потому - могущих себе позволить и нарочито резкие кривые линии в кубистическом рисунке, и шаг "ногой-кочергой", расковав и заострив балетную пластику - всё меньше, и меньше, и меньше…
Великая Майя, пусть ангелы хранят твои крылья на небесах. Прощай, Раймонда, прощай, Одетта - Одиллия, прощай, ПРИНЦЕССА!