Леонида Утесова очень забавляла путаница с датой появления на свет. В одной из энциклопедий он прочел: дескать, родился Лейзер Вайсбейн (настоящее имя музыканта) 21 марта 1895 года. Сам же он отмечал дату рождения на день позже, о чем как-то пошутил.
"Я считаю, что родился 22 марта. Энциклопедия считает, что 21-го, - написал знаменитый одессит в мемуарах. - Что ж, она энциклопедия, ей видней…"
Но еще более "видней" Борису и Эдуарду Амчиславским, отцу и сыну, которые уже много лет занимаются изучением биографии легендарного артиста. Одесситы, живущие сейчас в США, поделились с нами интересными фактами.
Квартиру мэтра уже 30 лет пытаются сделать музеем, но…
Утесов родился в центре Одессы, в Треугольном переулке, теперь эта улица носит имя маэстро. В квартире №7 проживала типичная еврейская семья Вайсбейн (фамилия переводится с идиш как "белая кость"). С самого детства малыш просиживал у квартиры соседа Горшберга, извлекавшего звуки из фонографа.
- Папа тоже любил музыку, хотя и не лежал рядом со мной под дверью у Горшберга, - рассказывал артист. - А когда приходили гости, он ласковым тихим голосом говорил: "Ледечка, а ну-ка!" Я уже знал, что должен петь арию Ленского…
В одесском дворике с металлическими лестницами мало что изменилось со времен Утесова. Конечно, ни прачечной, ни фонтана, как в старину, во дворе уже нет. А саму квартиру, разделив на три части, давно превратили в коммуналку. Сегодня там живут, как говорили во времена Утесова, представители рабочего класса и многодетная семья. Исследователи говорят, что давно хотели превратить жилище в музей-квартиру, однако по сей день в мэрии не могут добиться согласия на переезд от жильцов.
- По иронии судьбы, я попал в квартиру Утесова после его смерти, в декабре 1982 года, и стал жить там с семьей, - рассказывает Эдуард Амчиславский. - В 1984-м мы создали инициативную группу по организации музея-квартиры Утесова... Но наше начинание так и замерло на стадии идеи.
|
Рядом с картинами Репина вешал фото друзей
Миру известна тетралогия "Я родился в Одессе" под авторством Амчиславских, а в апреле выйдет очередная книга об Утесове. Американские одесситы говорят, что им самой судьбой было предназначено взяться за изучение жизни артиста.
Борис Амчиславский (отец) до сих пор помнит первую и единственную встречу с музыкантом. Когда в 1978 году он отправился в Москву в командировку, одесситы попросили передать Утесову две книги. Борис узнал номер телефона маэстро у его двоюродной сестры, приехал, созвонился с артистом. Леонид Осипович предупредил, что у него на встречу есть всего 10 минут, однако получилось двухчасовое интервью. Причем 83-летний Утесов тоже задавал вопросы - в основном об Одессе.
- Московская квартира Утесова напоминала музей, - вспоминает Амчиславский-старший. - Стены украшали картины Репина и Коровина, над письменным столом висели фотографии друзей в рамочках и его большой портрет. Маэстро шутил, хвастал подарками: показал мне дирижерскую палочку, которую ему подарили солисты оркестра как "маршалу джаза".
Не смог пережить гибель дочери
Уже через четыре года после той беседы Борис провожал артиста в последний путь к Новодевичьему кладбищу в Москве. Леонид Осипович умер 9 марта, не дожив несколько дней до 87-летия.
Здоровье артиста резко пошатнулось после гибели единственной дочери Диты от первого брака. Женщина умерла от лейкемии. А Утесов без нее прожил меньше двух месяцев.
Утесововеды подсчитали, что при жизни Дита не меньше 700 песен исполнила на одной сцене с отцом. У девушки был мелодичный голос, однако ее пение подвергали жесткой критике, а в 50-е годы Леонида Осиповича даже заставили в Министерстве культуры СССР уволить ее из оркестра, которым он руководил. Когда на похороны Эдит пришли множество ценителей ее творчества, Утесов с горечью заметил: "Наконец, Дита, ты собрала настоящую аудиторию слушателей".
|
ДЕЛА АМУРНЫЕ
Со второй женой свели котлеты
В молодости он работал в нескольких драмтеатрах, а выступая с одной из трупп, встретил свою первую жену Елену - актрису из Запорожья. Но при этом, как утверждают исследователи его биографии, Утесов был еще тем бабником. Да и сам артист не скрывал сердечных привязанностей к многочисленным музам.
- Однажды зимой, выступая в Театре оперетты, я увлекся примадонной, даже ночевал у нее, - рассказывал Леонид Осипович. - А как-то утром к ее домику подъехала телега. В подводе были горкой сложены дрова, возница пояснил: мол, их передала Елена Осиповна. В записке женщина написала сопернице: "Не жалей дров, топи. Береги Ледечку". В тот же вечер я вернулся с повинной домой…
Вторая супруга работала в оркестре Утесова в парном танцевальном номере с мужем Валентином Новицким. А познакомились они в 1944 году в коридоре Мосэстрады. Тогда к Утесову кинулась безумного вида девица с криком: "Если не у вас танцевать, то все равно где, хоть в колхозе". Позже танцовщица на гастролях подкармливала маэстро котлетами. "Тонька - чудо. Остроумная, изобретательная, веселая. Умереть можно. Клянусь гастрономом!" - писал Утесов. Их роман, сложившийся на гастрономической почве, продлился почти 40 лет.
КСТАТИ
Вандалы испортили памятник
Городской сад в Одессе уже 15 лет украшает бронзовое изваяние в честь Леонида Утесова. Его в 2000 году создали местные скульптор Токарев и архитектор Глазырин. Токарев воссоздал скульптуру по фотографиям артиста, изобразив его человеком в возрасте, чуть вальяжно раскинувшимся на краю ажурной скамеечки.
Изначально в композицию входил музыкальный автомат, изготовленный в виде старинной телефонной будки. Рядом с настоящим дисковым телефонным аппаратом создатели прикрепили пронумерованный список с популярными песнями, которые исполнял Утесов. После того как желающие нажимали номер на аппарате, из динамиков раздавались звуки мелодий. Однако вандалы сломали приспособление, а вскоре после этого власти демонтировали и саму будку.
БЫЛО ДЕЛО
Дал в глаз учителю математики - и ушел из дому
В детстве Утесова выгнали из коммерческого училища Файга: тот дал в глаз учителю математики за то, что он схватил его за ухо, пытаясь проучить. Чтобы избежать наказания родителей, он ушел с бродячим цирком, причем поначалу мальчика взяли писать афиши, так как тот был грамотным. А уж потом он стал артистом.